Культура 

Фрески Андрея Рублева гибнут

Об этом заявил в интервью «Известиям» заведующий научно-вспомогательным отделом музея Андрея Рублева Борис Дудочкин. Он считает, что церковь не в состоянии сегодня сохранять памятники искусства, хотя «держится» за право ими владеть.

— Фрески просто гибнут. В соборе во Владимире, например, настолько старая вентиляция, что она гонит в собор грязь, плюс на росписи оседает копоть от свечей и лампад. Прихожане потеют, зимой они заходят в собор в одежде, что равно многим ведрам воды, вылитым на фрески, — сокрушается Дудочкин. По его словам, установить кондиционер в Успенском соборе Владимира обещают уже пять лет.

В этом году министерство культуры организует исследование 80 живописных работ, приписываемых великому иконописцу XIV–XV веков Андрею Рублеву. Цель — научиться отличать иконы, написанные самим Рублевым, от произведений, которые лишь приписываются ему. На научно-исследовательские работы ведомство готово потратить 600 тыс. рублей. Однако не все обладатели произведений Рублева соглашаются предоставить картины для экспертизы. Долгое время научным работникам отказывали в Троице-Сергиевой лавре, а работники Третьяковской галереи отказываются предоставлять знаменитую «Троицу». Одной из причин отказа, называется необходимость нарушать целостность слоев картины, без которой однозначно установить авторство Рублева практически невозможно.

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин сообщил, что фрески Рублева по сути находятся в музейных комплексах, где за ними следят.

— Большой вопрос, из-за чего более всего пострадали фрески Рублева: из-за богослужений или из-за реставраций, — считает Чаплин.

Он в целом положительно оценил инициативу Минкульта и отметил, что исследования имеют право на жизнь лишь в том случае, если будет сделано всё, чтобы не нарушить целостность памятника.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.