Почему на рынке все больше фальшивых товаров
Во Всемирный день защиты интеллектуальной собственности (26 апреля) Владимирская таможня опубликовала отчет о своей деятельности по борьбе с контрафактом.
Из отчета следует, что борьба с контрафактом ведется на двух фронтах: проверки товара в магазинах и контроля на стадии декларирования. В результате инспекции в магазинах совместно с УМВД Владимирской и Рязанской областей только с начала этого года выявлено более 26 тысяч единиц контрафактной продукции.
Что касается второго фронта – контроля на стадии декларирования, то здесь не все так безоблачно. Дело в том, что при выявлении товаров с признаками контрафакта таможенники, в соответствии с законом, обращаются к правообладателям с вопросом, был ли товар выпущен в соответствии с их разрешением. От этого разрешения зависит, попадет товар на российский рынок или нет. В подавляющем большинстве случаев правообладатель заявляет об отсутствии у него претензий к импортерам. Товар, даже имея явные признаки подделки, попадает на рынок. Без каких-либо отметок о том, что он не соответствует стандартам по качеству или может являться небезопасным.
С начала года на постах Владимирской таможни было выявлено 162 факта декларирования товаров, маркированных товарными знаками, внесенными в ТРОИС ФТС России, среди которых «HUSQVARNA», «GULLIVER», «DURACELL», «MERCEDES-BENZ», «JACOBS», «DUPONT», «BOSCH», «PANASONIC», «BASIS», «TITUS», «DANFOSS», «REHAU», «CARRIER» и другие. Во всех случаях товары были выпущены на основании разрешений правообладателей, представленных до принятия решений о приостановлении выпуска товаров.
Приостановлен был лишь выпуск товаров, маркированных товарным знаком «HITACHI» (часы, папки, сумки, одежда, ножи). На запрос таможни пришел ответ от представителя правообладателя об отсутствии претензий к декларанту, и товар также был выпущен. В другом случае с тем же товарным знаком «HITACHI» (футболки, контейнеры для транспортировки и хранения пищи) ответ от правообладателя так и не пришел.
Трудно судить о том, почему крупные компании сегодня предпочитают не разбираться в подлинности их продукции. Возможно, положительное влияние на спрос, которое оказывает частая встречаемость на рынке бренда, перевешивает негативное влияние, которое оказывает недовольство потребителя качеством. Возможно, компании боятся отпугнуть проверками импортеров.
В таможне отмечают, что в настоящее время проникновение в торговые организации контрафактной и фальсифицированной продукции - одна из наиболее острых проблем, оказывающая негативное влияние на развитие российской экономики и потребительского рынка.