Рецепт счастья

Или счастливый человек в полусонном гражданском обществе

Я долго думала, как представить читателям «Старта33» этого своего собеседника. То, что известные люди в представлении не нуждаются – ерунда. Нельзя же, право, взять да так и начать:

«Имярек у нас в гостях, его во Владимире все знают, и мы ему сейчас вопросы разной степени каверзности задавать будем».Трудность состояла еще и в том, что лично мне этот человек известен давно (чем, собственно, и объясняется неформальный стиль общения), а о давних знакомцах рассказывать ой как непросто.

Зная Михаила Геннадьевича Осокина всю свою сознательную жизнь (то есть большую половину жизни «по паспорту»), я всегда поражалась, как ему удается все время быть на гребне волны, все время быть занятым и полезным? Как ему вообще все удается - возглавлять региональное отделение Всероссийского общества инвалидов, быть членом областной Общественной палаты, преподавать в вузе, вести целую уйму коммерческих и некоммерческих проектов. А еще (трепещите и завидуйте, дамы!) быть заботливым супругом и отцом двоих детей.

Я, конечно, допускаю, что бывают у Михаила не очень светлые полосы в жизни, но в это трудно поверить, если каждый раз, когда его встречаешь, у него хорошее настроение... Господин Осокин с первых минут интервью подтвердил мои самые смелые предположения – он обыкновенный счастливчик.

Я счастливый человек, хотя счастливых людей практически нет. Я тут на досуге подумал и вывел, что в школах надо преподавать краткий курс счастья.

Ведь «механизм» счастья устроен достаточно просто: ты находишься в гармонии с собой, со своими поступками, со своими ценностями. Пока ты в гармонии, ты счастлив. А когда это все сбивается...

По поводу, как стать счастливым, сотни теорий существует. Например. Говорят, что человек может продуцировать счастье в себе, или искать источник вдохновения вовне. То есть два варианта – использовать внутренний потенциал и опираться на внешние условия. Ты считаешь, какой из этих вариантов определяющий?

Главное - достичь гармонии. Вот принесли тебя чашку кофе, а ты чувствуешь, что для гармонии лимончика-то не хватает. Добавила – совсем другое дело. Это пришло извне. Вот кто-то ощущает, что ему бы зеленоглазую блондинку в жизнь добавить, и тогда все будет хорошо. Это же нормально.

Ладно, а если с другой стороны зайти... Ты вроде бы достиг гармонии с собой, а от тебя зеленоглазая блондинка взяла да и ушла. Как бороться с этим?

Тут тоже есть своя технология – надо чужому счастью радоваться. Если она ушла и ей хорошо, надо за нее порадоваться. Если ей хреново, то надо сделать все, чтобы она вернулась.

Интересный такой подход...

Знаешь, я иногда думаю, что в душе я буддист.

Азартный буддист?

Нет, я человек совершенно не азартный. Я даже в шашки не смогу играть три партии подряд. Первая партия мне принесет удовольствие, вторую я сыграю по инерции, а от третьей откажусь, скажу: «Да ну, надоело».

Ну, может, ты просто шашки не любишь...

Я очень много чего не люблю, но по одному разу сыграю. Может быть, кстати, оттого, что мне все быстро недоедает, я и веду несколько проектов одновременно. Но, должен сказать, что при всем при этом у меня еще болезненное чувство долга имеется - я обязательно доведу до конца начатое. Я не могу бросить дело, если в него, с моей подачи, вовлечены другие люди! Я могу физически заболеть от не исполненных обещаний, даже если я просто опаздываю, не говоря уже о чем-то более серьезном.

Сейчас у тебя какие дела и проекты?

Коммерческие и некоммерческие. Я только официально в пяти местах работаю. Помимо того, что возглавляю общество инвалидов, я еще юрисконсульт в одной коммерческой фирме, индивидуальный предприниматель, бизнес-тренер, преподаватель во Владимирском институте бизнеса.

Когда ты стал юристом и экономистом, ведь по первому образованию ты, если не ошибаюсь, историк?

Да, закончил я истфак, это были девяностые годы, получив диплом, я не смог себе ответить на вопрос - кому я такой нужен? Пошел и экстерном окончил юрфак – стал юристом. Довольно много работал по этой специальности. Потом еще подумал-подумал и пошел учиться дальше. Защитил кандидатскую, стал кандидатом экономических наук.

А тема твоей диссертации?

Управление развитием некоммерческой организации. Я сформировал программу развития и реализовал ее на практике. Так, что моя диссертация притащила в нашу организацию несколько миллионов рублей. Наука может быть рентабельной!

Тебя в основном знают как общественного деятеля. Или это такое заблуждение?

Есть несколько кругов общения. У меня, честно говоря, даже визитки разные. Отдельно – руководитель общества инвалидов, бизнес-тренер и прочее. Есть визитка, на которой просто написаны фамилия и имя. Потому что я знаю, если я напишу все, что мне интересно, люди сочтут, что у меня с головой не все в порядке. Когда ты даешь визитку, ты же формируешь к себе определенное отношение.

Кстати, на самом-то деле я нереализованный бездельник. Вот этим бы я занимался самозабвенно!

С удовольствием бы жил в большом красивом доме. Просыпался очень рано утром. Выходил во двор, смотрел бы как поднимается солнце, садится туман, выпивал бы чашку кофе, потом просыпалась бы семья, и я бы кормил родных чем-нибудь вкусненьким. Потом куда-нибудь их провожал. Рисовал бы, гулял, вечерами встречался с приятными людьми. Ну и прочие житейские радости приветствуются. Еще я бы запустил магазинчик уникальных вещей. Занимался бы авторскими проектами.

Какими, например?

Гениальных художников, которые могут тиражировать свою гениальность многократно немного. Их, скорее всего, вообще нет. Они создали один-два шедевра, максимум – несколько. У них появилось имя, и после этого любая «дребедень», их производства, становится шедевром по умолчанию.

Но я искренне убежден, что каждый человек хоть раз в жизни рождает хотя бы один шедевр. Но поскольку мы не знаем этого человека, мы не знаем и об этом шедевре. А хочется, чтобы об этом знали. Человек может рассказать гениально анекдот или яичницу пожарить гениально. Сберечь бы эти шедевры.

Ну, анекдот можно записать и воспроизводить многократно. А вот с яичницей - сложнее.

Иногда важна не цель, важен процесс. Полет яйца на сковородку может содержать ответы на все вопросы бытия. А яичницу можно даже не есть.

Ну, ты же не напишешь рецепт гениальной яичницы, нужна наглядность.

Иногда это может быть фотография яичницы, а когда-нибудь я думаю, можно будет лизнуть монитор и узнать, какой вкус у настоящей гениальной яичницы. Конечно, понимаю, что не все проекты исполнимы. Но мечтать нужно обязательно, а иначе, откуда реальность узнает, какой ей быть! Я по этому поводу придумал себе одну банальную цель, я хочу, чтобы к годам к пятидесяти (мне сейчас сорок) мне не нужно было работать для хлеба насущного.

Об этом все мечтают, это какая-то всеобщая мечта.

Согласен. Но мне такая независимость нужна для того, чтобы я занимался той самой желанной «ерундой», в которой мне сейчас отказывает чувство долга. Хочется посмаковать процесс.

То есть не для результата? Ты сегодня позанимался чем-то, ну не пошел этот проект ну и ладно?

Совершенно верно. Сейчас я не мало вещей делаю ради денег. Я взрослый мужчина. Рядом со мной любимая женщина. У нас двое детей. Хочется сделать все, чтобы мы жили чуть лучше, чем возможно. Работал бы я на пяти работах?! Так что моя бурная деятельность - это проявление не только разносторонности, но и некоторой бытовой алчности. Ну, нет сейчас такой одной работы, где бы мне платили столько денег, сколько надо, чтобы содержать семью.

Это конечно здорово. Но это достижимо?

Достижимо.

Каждый может этого достичь?

Да. Это я тебе как специалист по развитию говорю. Для этого, условно говоря, нужно создать пять небольших, но прибыльных и устойчивых бизнес-проектов. Когда эти проекты заработают, я смогу не ходить на работу и буду жить не хуже, чем сейчас. За десять лет, в принципе, это возможно сделать. Я их уже придумал, просто пока не хватает времени.

Ты давно занимаешься социальными проектами. Не устал, не наскучило? Или ты делаешь это, потому что без твоей помощи люди пропадут?

Я думаю, что ситуаций, когда люди без твоей помощи пропадут на самом деле немного. Чаще всего в тяжелой ситуации человек в изрядной доле виноват сам, и спасение его у него в руках находится. Даже если он прикован к кровати, практически недвижим, у него есть шанс вытащить себя. Я считаю, что это действительно так. Моя миссия – чтобы он вот эту ниточку, за которую можно ухватиться, увидел. Может быть, она эта ниточка тоненькая, держаться за нее трудно. Никто и не говорит, что ты сразу выпрыгнешь. Но эта тонкая ниточка дает человеку сначала самоуважение, потом спасение, потом он понимает, что он может все, у него практически нет никаких ограничений. Только поначалу кажется, что это фантастика. Проложите для себя путь. От точки, в которой вы находитесь сейчас до той точки, где сможете все. Может быть, не долетите. Мы конечны, есть такое обстоятельство. Но если этот вектор у вас в голове есть, вы создадите волну и в нее, как в фарватер, попадут другие. Это здорово!

У меня есть несколько людей, которых мне удалось подтолкнуть к такому движению. Я этим горжусь бесконечно. То, что они сами по себе талантливые люди – это факт, но я оказался тем, кто их в какой-то подтолкнул: «Ты можешь!». Этот крохотный толчок, оказался важным. Это не материальная помощь, не деньги, не социозащитные дела.

Тем не менее, очень часто люди, желая поучаствовать в жизни, как у нас говорят, незащищенных слоев населения формулируют свой запрос на благотворительность так: «Чем я вам могу помочь?», имея в виду денежную помощь.

Большая часть общества по-прежнему формулирует: «Что вы мне можете дать?»

К сожалению, да, но я сейчас не о них. «Чем я вам могу помочь» – это, наверное, тоже не очень правильно с учетом вышесказанного тобой? Только помощь (чаще материальная, и желательно дистанционная), и всё – дал, забыл и пошел дальше.

Для дающего это все равно хорошо. Если у человека есть потребность кому-то помогать, ему надо помочь ее реализовать. Может быть ему это нужно, это его собственный ключ к счастью.

Поэтому у нас в последнее время и растут, как грибы после дождя, благотворительные фонды, ориентированные исключительно на сбор денег. Таков запрос общества?

Ну, это преувеличение: и не растут, и не как грибы после дождя. А по поводу сбора денег… Дело в том, что у нас народ в сознании своем языческий.

Это жертва?

Да. Вот сегодня кто-то «киданул» своего партнера по бизнесу. Это, конечно, не очень хорошо, однако он поднялся еще на пару миллионов. И дал пятьдесят тысяч в общественный фонд. И чувствует – какой я -молодец. А он, партнер, может, и не дал никаких денег на благотворительность, так что я правильно его кинул. Да Бог бы с ним, и его мотивацией. Люди разные бывают.

Я не про мотивацию. Хотя меня сам подход убивает: дал и пошел кидать своих партнеров направо - налево до следующих 50 тысяч...

Милостыня вас сделает немного лучше, но только чуть-чуть.

А с точки зрения того, кому дают, - это хорошо или плохо, или очень плохо, потому что человек, решив с помощью милостыни проблемы сегодняшнего дня, остался на том же уровне, в той начальной точке, о которой ты говорил, где не видно смысла жизни, света в конце тоннеля? Помощь не развращает, не воспитывает иждивенчество?

Как сказать...

Ну во-первых тех денег, которые у нас попадают в общественный сектор, на серьезный разврат их не хватит. А так по мелочи...

Те, кто воспринимают различные фонды и организации как кормушку, они уже развращены. Это по факту. Замыкать на себе помощь различного рода - их образ жизни, для них это естественно.

Но есть те, для кого-то ситуация, когда им кто-то что-то дал, - драма, удар по самолюбию. Тогда помощь воспринимается как толчок, и человек начинает шевелиться, например, пойдет и что-то сделает. Трудно сказать.

У общественных организаций нет такой задачи: отсечь от кормушки и тем самым оказать помощь?

Как отсечь, по какому критерию? Брать справку о доходах что ли? Это не серьезно. Более того, это не соответствует действительности. Человек с пристойным доходом может оказаться в беде и иногда его судьбу может решить тысяча рублей.

Кроме того, у общественных организаций есть еще и такая проблема. За ней всегда стоят какие-то люди. И эти люди воспринимают ее руководителя как некий образ. Если им перестанут давать, то они будут кричать, что он ворует, он плохой, и они переизберут кого-нибудь другого. Деньги поделят, объедятся ирисками и заболеют. Надо как-то балансировать, потому что без массы людей организации тоже нет. В душе-то они, эти крикуны, хорошие, просто их заносит иногда.

У нас говорится с самых высоких трибун, что наше общество проснулось, пытается вырастить свою гражданскую позицию, стать милосердней… Иными словами - раньше у человека, даже после того, как он кинул партнера, даже мысли не возникало дать полтинник кому-то, а теперь он пробудился.

Может наше общество и проснулось. И вот сейчас, ближе к полудню, проснувшись, оно натянуло по самый нос одеяло и думает, чтобы такое придумать, чтобы не вставать. Вот это состояние нашего общества.

Но все-таки у нас часто можно услышать, что общественная жизнь начала оживать.

У нас еще говорят, что и экономика расцвела, еще говорят, что мы великая держава, с которой все страны считаются. Много еще всякого говорят.

Но ведь есть люди, которые все это слушают.

Даже есть те, кто верит, и их огромное количество.

И среди них есть люди, которые живут достаточно скромно. Сами, может быть, еле-еле сводят концы с концами, но не могут претендовать на помощь. И получается обратный эффект. Черные чувства просыпаются у тысяч таких людей. Когда они слышат, что там кому-то помогли, этим что-то подали...

Я тебе расскажу историю одну. У нас есть один предприниматель, с которым мы сотрудничаем много лет. Реально очень совестливый и хороший человек. И вот когда в Крымске случилось наводнение, он начал со своих магазинов собирать помощь – порошок стиральный, вещи какие-то… Он столкнулся с тем, что его персонал в магазине просто аж взъелся: «Посмотри, как мы здесь живем, а как они там, в Крымске». Я понимаю, что эта реакция вполне возможна и даже оправдана психологически.

Может быть мне не нужна помощь, потому что я работаю, я как-то кормлю свою семью, но если бы мне чего-то когда-то дали, у меня был бы праздник, потому что никогда среднестатистический человек с очень среднестатистической зарплатой ничего не получает просто так. И его рассуждения такие: «Мне никогда ничего не дадут».

Ну не знаю. У меня отношение к халяве совсем другое – я её не беру. Я считаю, что за все придется расплачиваться. Мне гораздо понятней, если я напрягся, заработал денег и что-то купил.

И, тем не менее, ты согласен, что есть и такая позиция у некоторой части общества?

Это вопрос уровня благосостояния населения. Мы сейчас нищее общество. Мы живем в богатейшей стране, а граждане…

Мы европейские голодранцы. По представлениям Европы наш средний класс – это нищета, наши бедные – это просто жить нельзя, наши богатые – это какая-то сказка…

Для европейцев такой уровень богатства вообще непонятен, это чересчур. Вот такой дисбаланс существует. Предположим, ваша семья чувствует себя нормально, вы можете позволить себе нормальное здравоохранение, отдых, живете в хороших условиях. То когда кто-то получил помощь вас не задевает, более того вам самому хочется кому-то помочь. Обеспеченному человеку проще быть добрым. А сейчас, когда перед вами десять нищих и у вас в кармане десять рублей, как быть? По рублю раздать? Может быть. Но это сделать механически трудно - у вас десятка. Вы побежите в магазин менять? Или вы дадите первому попавшемуся? Девять из десяти вас после этого ненавидят, еще больше ненавидит, кому достались десять рублей.

Мы когда-нибудь дорастем до этого состояния благосостояния, достойного человеческого представления о нормальной жизни?

Да, «но только вот жить в эту пору прекрасную...

...уж не придется ни мне, ни тебе».

А если серьезно – не знаю. Почему я и говорю, что каждому человеку нужно попробовать заняться серьезным проектом – собственной жизнью. Не надо ждать, когда Путин или Медведев или еще какой-нибудь правильный парень решит за вас. Ваш проект – это вы сами.

Это все не просто. Может быть, у половины не получится. Но если у половины получится, мы очень лихо шагнем к этой цели. Несравненно. Не надо ждать! Представьте, такую ситуацию, что государства вообще нет, то есть вам не у кого просить. Если не у кого просить, не на кого рассчитывать, то приходится крутиться самому. Картинка мира меняется абсолютно. И результаты другие будут. Мы же часто думаем, что нам есть к кому обратиться – наши друзья, родственники, мамы-папы, президент всея страны. А ты живи так, как будто их нет. Ты один. Я понимаю, что мера ответственности за свою жизнь многих раздавит.

Но давайте хотя бы детей правильно воспитаем, объясним им, что они сами за себя отвечают, за свое будущее. А мы с себя просто ксекрокс оставляем - они такие же, как мы, со всеми нашими тараканами в голове и очень предсказуемым будущим. А должны отличаться хотя бы чуть-чуть.

Да, мы их сами приучаем к несамостоятельности.

Я стараюсь по-другому. Мне нравятся мои дети, я их люблю. И надеюсь что у них создается другая картинка мира в которой достоинство и ответственность – слова с практическим смыслом.

Ты хотел бы быть во власти?

На уровень исполнителя я не гожусь – я всегда задумываюсь о целесообразности действия, обоснованности решения. Это из серии - быть начальником, то большим. Маленьким – я буду не очень удобен и неэффективен, потому что иногда нужно, чтобы «приказы» выполняли без обсуждения. А я этого не умею, для меня это стрессовое состояние. Вот тут я буду в полной дисгармонии!

А вот в законодательной власти я мог бы быть полезен. Я думаю, из меня бы вышел очень даже приличный председатель Законодательного собрания. Хотя я понимаю, что здесь есть такие факторы погрешности, которые мешают принимать нормативные документы в их оптимальном состоянии - всегда вмешивается политика. Межпартийная нелюбовь вредит правильности решения. По крайней мере, у нас, потому что у нас она не конкурентная, она у нас подловато-договорная.

Недавно в России вернули выборы губернаторов. Как ты к этому относишься?

Я вообще хорошо отношусь к выборам. Тут я с Черчелем согласен: «Демократия — дерьмо, но пока лучше ничего не придумали». При честных условиях конкуренции, при честном предоставлении кандидатами своей позиции и люди голосуют честно, исходя из собственных внутренних убеждений. В этой реальности я согласен принять то, что побеждают не те, за кого голосовал я. Это правильно, и лучше ничего нет.

А вот когда кто-то решает за меня — это неправильно, мне не нравится, я считаю это формой неуважения и меня, и всех остальных. Я считаю, что народ у нас неглуп, не надо его в состояние обманутого ввергать. Обманули, потом что-то подсунули, а потом сказали, что это были выборы, что это мы сделали сами и всё это и есть демократия. То есть нас унизили троекратно. Ну и такая «демократия» мне тоже не нравится.

Но человек способен выстроить независимо от выборов и происков злопыхателей свою стратегию успешности?

Я считаю, что способен, но его надо учить, ему надо объяснять.

Каждому нужен бизнес-тренер?

Ну, в общем да. Надо понять, что каждый человек может писать, читать, может говорить на иностранном языке, но не все это делают, потому что кому-то не досталось учителя, кому-то не досталось учебника. То же самое касается возможности быть успешным. Учить успеху, учить счастью — это, конечно, суперкрутая миссия. И если бы я считал, что это главная миссия моей жизни, я бы уже давно секту создал. Но пока не создаю, не готов - пока побуду в роли предтечи, и по мере своих слабых сил кому-нибудь что-нибудь подскажу.

Секта – это пугающее слово и еще более пугающее общественное явление. Все идут в секту за счастьем.

Разница моей и сектанской позиций принципиальная. Я за счастье в реальном мире, в том мире, где нужно кушать, где есть соседи, где надо работать. А сектанты предлагают создать свой мир, мир в голове, и в нем спрятаться: не ходить по лужам, игнорировать работу, не нести ответственности. Понимаю, что это тоже какой-то вариант создания гармонии, но мне хочется, чтобы люди лужи убирали, с соседями дружили, на работу ходили и жили в гармонии с собой и миром.