Джиу-джитсу на футбольном поле

1929 год стал одним из самых ярких в истории владимирского футбола

Одним из самых ярких в истории владимирского футбола стал 1929 год. В этом году местные команды провели ряд встреч с известными московскими клубами и даже со сборной Дании.

Главными футбольными центрами тогда были Владимир, Ковров и Гусь-Хрустальный, входившие в состав Владимирского округа Ивановской области. К их уровню подтягивалась и Собинка, чья команда сумела значительно повысить качество игры, благодаря регулярным встречам с московскими коллективами.

Во Владимире звание лидера оспаривали Динамо, Штурм, ДФК (Дом физической культуры) и Железка – команда железнодорожников. В том сезоне самую мощную игру показывали Динамо и Штурм, имевшие минимальное количество поражений. К матчу между ними интерес был настолько высок, что его анонсировали в газете и вход на него был сделан платным. Однако, не имея собственного поля, эти команды не могли пригласить к себе знаменитые столичные клубы, как это сделали железнодорожники. В гости к нашей Железке приезжал московский железнодорожный клуб «Октябрьской революции» (КОР) – будущий Локомотив, занявший в первенстве Москвы 2-е место. По поводу предстоящего матча в «Призыве» появилась интересная заметка: «За последние два года владимирцы впервые имеют возможность посмотреть игру столичной футбольной команды. Несомненно, что игра московских футболистов будет поучительна для владимирских молодых, да и "старых" футболистов, которые нередко превращают футбольные матчи в матчи джиу-джитсу».

Матч, собравший около полутора тысяч болельщиков, состоялся 29 июня. Целый день моросил мелкий дождик и поле превратилось в жидкую грязь. Это не помешало москвичам, которые «с изумительной быстротой и легкостью передавали мяч низом друг другу». На 8-й минуте центрфорвард КОРа почти с центра поля отправил мяч в ворота Железки, а через минуту оформил дубль. Затем прекрасный шанс представился хозяевам. Прорвавшись к штрафной нападающий Бороздич сильно пробил в левый угол. Казалось, гол не минуем, раздались аплодисменты и крики «Молодец, Железка!». Однако, «кипер» гостей «ловко взял трудный и невозможный мяч». За этим последовала контратака и третий мяч в ворота владимирцев. В итоге местные железнодорожники были разгромлены со счетом 7:0. Днем позже будущий Локомотив выиграл в гостях у сборной Коврова, забив три безответных мяча.

Игроки КОР в составе сборной 1926

Более живо выглядела игра текстильщиков из Гусь-Хрустального, принимавших на своем поле знаменитое московское Динамо. «Текстили», как их называли в народе и даже в газетах, достойно представляли Владимирский округ на первенстве Ивановской области. Любимцами местной публики были игроки, известные под прозвищами Гусь и Стальной.

Посмотреть на матч собралось 5000 человек. Динамо вышло на поле в своей традиционной форме – белых майках и синих трусах. В отличии от московских железнодорожников, динамовцы не были настроены показать чудеса техники. «Казалось, они хотят не только мяч, но и игроков вбить в ворота» - писал корреспондент «Призыва». Москвичи толкались и ставили подножки. Публика, вместо классной игры, увидевшая лишь недостойные приемы, была в недоумении. Слаженные действия «текстилей» еще более разозлили столичных футболистов, настроившихся на легкую победу. Нападающие хозяев возвращались от динамовских ворот с разбитыми носами и ссадинами. Московский судья никак не реагировал на происходящее. После того, как «залепили по ногам» Стальному, терпение болельщиков лопнуло. Все тот же корреспондент следующим образом передал смысл их высказываний: «Судья! Ты способствуешь грубости! Ты виновник в этом!», однако, не трудно догадаться, что на самом деле услышал рефери. Под давлением он начал назначать штрафные.

Всего за матч по воротам динамовцев было пробито 133 штрафных удара!

Однако, стандартные положения, по-видимому, не были коньком хозяев. Динамовцы же, прибегнув к ряду искусных симуляций, сумели добиться победы со счетом 5:3. Гусевские футболисты предложили на следующий день провести матч-реванш, на условиях корректной игры и честного судейства. Динамо приняло вызов.

Первый тайм второго матча закончился со счетом 2:1 в пользу текстильщиков. За 15 минут до конца игры, под рев трибун в ворота Динамо влетел третий мяч. Вновь началась грубость. Защитник Гусь получил удар ногою в грудь, после которого не смог подняться. Прямым ударом в живот сбили центр-хавбека Стального. Московские чекисты, игравшие за «Динамо», как видно, были хорошо знакомы с приемами джиу-джитсу и не только с ними. За пару минут до завершения матча, арбитр вновь пришел на помощь гостям, на пустом месте назначив два штрафных по гусевским воротам. Итог матча – ничья 3:3 и полное негодование зрителей. Статья об этом матче в «Призыве» была озаглавлена: «Возмутительным приемам игры московской команды Динамо не место на советском спортивном стадионе».

Другая команда из Гуся, «Химики», встречалась с командой московских работников просвещения, в которой играли учителя, библиотекари и т.п. «Просвещенцы» заинтересовали зрителей «мелкой, быстрой, чрезвычайно верной пасовкой» и «показали целый ряд красивых комбинаций и приемов». Этому не стоит удивляться, ведь нобелевский лауреат Нильс Бор, завоевал серебряную медаль Олимпийских игр 1908 года в качестве вратаря датской сборной. Матч «Химики» - «Просвещенцы» закончился со счетом 2:2.

Не осталась в стороне от большого футбола и Собинка, где даже на рядовые матчи редко ходило менее 1000 человек. На матч же против команды московской Трехгорной мануфактуры пришли даже старики, ни разу не бывавшие на стадионе. Ведь «Трехгорка» тогда наряду с КОР и Динамо была одним из лидеров Московской лиги. На трибунах играл оркестр. Техничные москвичи легко победили со счетом 6:2. Собинцев поразила игра столичного голкипера, который «с ловкостью кошки бросался за мячом», а вот местный вратарь, по мнению газетчиков, «играл мертво».

Самым же главным футбольным событием того года стал матч между сборной Владимира и сборной трудящихся Дании, состоявшийся 31 октября. К сожалению, результат этой исторической встречи не известен. Однако, нельзя пройти мимо того факта, что

за сборную нашего города тогда выступал будущий Герой Советского Союза Сергей Василисин, нападающий ДФК. В 1941 году он геройски погиб на подступах к Мурманску, на той самой Безымянной высоте, о которой сложена песня. Его именем названа улица.

В следующем, 1930 году, команда футболистов из Дании, прислала местным спортсменам поздравительную телеграмму ко дню Октябрьской революции. Но к тому времени владимирский футбол уже оказался задвинутым на задний план. После ликвидации Владимирского округа, наш город превратился в заштатный районный центр Ивановской области, для которого большой футбол был непозволительной роскошью. А физкультура на местах интересовала власти лишь с позиции укрепления обороноспособности страны. Главное внимание теперь уделялось всеобщей сдаче нормативов ГТО (Готов к труду и обороне!) и «Ворошиловский стрелок». Выражения «рекордсменство» и «чемпионство» стали ругательными, занятие спортом как таковым порицалось. Так началась зависимость нашего спорта от политики и административных ресурсов, которую мы наблюдаем и поныне.