Экономика и бизнес 

Мельников обвинил в развале Автоприбора региональное отделение ВТБ

Вчера на территории завода «Автоприбор» прошла пресс-конференция единственного акционера предприятия Алексея Мельникова. Во время общения с избранной группой журналистов он заявил, что к катастрофическому положению, в котором оказался завод, привели действия банка «ВТБ», у которого руководство завода взяло кредит. Он также подтвердил информацию о том, что последние 1300 рабочих завода получили извещения об увольнении и на вопрос бывшего пресс–секретаря завода о том, что он вывел кредитные деньги из завода и купил на них земли вокруг Владимира, Алексей Мельников ответил, что это «бред сивой кобылы».

Завод «Автоприбор», основанный в 1932-м году, переживает не лучшие времена. Долги предприятия по разным оценкам составляют от 1,5 млрд. рублей до 2.348 млрд. рублей. Две недели назад последние 1300 работников предприятия получили извещение о том, что они будут сокращены 19 ноября. В течение последнего года судебные приставы не раз арестовывали имущество предприятия и официально заявляли, что деньги на погашение кредитов у руководства есть, однако, с государственным ведомством оно общается путем «обещаний и заверений». Кредитор завода заявил интересную деталь — процедуру банкротства завода проводит компания, принадлежащая сыну Алексая Мельникова Петру. Не бесследно для престижа завода прошел комментарий губернатора Светланы Орловой, которая во время встречи с журналистами 21 октября на вопрос о банкротстве «Автоприбора» прямо заявила: «задайте его [этот вопрос] Мельникову, который выводил деньги, брал кредиты, покупал земли вокруг Владимира. Пусть люди его позовут, пусть он им расскажет». Алексей Мельников месяц собирался, а затем позвал и рассказал.

Кого позвали

За ситуацией вокруг возможных массовых увольнений на заводе следят многие владимирские СМИ. В конце минувшей недели Старт33 и некоторые наши коллеги связывались с руководством завода и получали от них комментарии. Однако, о предстоящей пресс-конференции были извещены далеко не все, даже среди тех, кто держит ситуацию «на пульсе». О том, что она состоится, стало известно из публикации КП-Владимир в 10:45 утра. С этого времени некоторые СМИ из «неприглашенных» стали звонить на завод, где секретарь предприятия отвечал, что всю информацию об аккредитации на пресс-конференцию можно узнать у директора по персоналу, но сейчас ее нет на месте. После 12:01 его аргумент изменился: он сказал, что аккредитация закончена, охрана утвердила списки и «к сожалению» ничего поделать уже нельзя. Стало ясно — многих на мероприятии видеть не хотят. Среди тех, кого не пригласили, оказались «Владимирские Ведомости». Правда, их корреспонденту удалось пройти. ТВ-Миг и ПроВладимир, сдав диктофоны коллегам, дежурили под дверью. Примечательно, что модератор пресс-конференции, представившаяся бывшим пресс-секретарем завода, просила журналистов «подходить ближе», «устраиваться поудобнее», потому как «стульев на всех хватит», а после пресс-конференции выступила с пронзительной речью о том, как важно внимание СМИ к данной теме: «у меня такая просьба к вам: «давайте поможем вместе сохранить вот те рабочие места, которые на сегодняшний день есть».

Что рассказали

Среди спикеров вчерашней встречи кроме Алексея Мельникова были директор по персоналу Галина Мезелева, председатель Совета директоров завода Эдуард Райтер, руководитель профсоюзной организации Иван Чистяков, а также коммерческий директор Дмитрий Мальнев. Представителей основного кредитора завода - банка «ВТБ» и фактически руководящего заводом с февраля этого года конкурсного управляющего заслушать не удалось по причине их фактического отсутствия.

Эдуард Райтер рассказал предысторию вопроса. В 2008-м году отечественную автомобильную промышленность постиг кризис. Если автогигантам тогда помогло государство, то заводы по производству комплектующих, к коим относится и «Автоприбор», оказались в самом незавидном положении. С одной стороны, приходилось брать кредиты под 22,4%, чтобы не снижать обороты и не срывать поставок, с другой стороны, клиенты, такие как «АвтоВаз», не всегда рассчитывались деньгами вовремя. Отдельным «бонусом» повисла программа утилизации автомобилей, по которой завод в течение действия программы поставлял на завод комплектующие по заниженным ценам. Убыток от «участия в утилизации» для завода составил более 400 миллионов рублей, рассказал Эдуард Райтер. Осознавая тяжесть ситуации, тогдашний губернатор Николай Виноградов обращался и к руководству «ВТБ», и к президенту с просьбой о снижении кредитной ставки для завода, однако, положительных сдвигов это не дало. Взятый заводом кредит оказался слишком тяжелым, он потянул предприятие на дно. За все время действия кредита «Автоприбор» перечислил банку более 600 миллионов рублей.

«Вот представьте, сколько денег мы изъяли из оборота, заплатив только за проценты? В итоге сегодня банк «ВТБ» как основной кредитор диктует свою волю конкурсному управляющему и предлагает вынести вопрос о прекращении деятельности предприятия!», — подытожил рассказ о предыстории вопроса Эдуард Райтер.

Банк, осознав, что текущее положение дел может закончиться невозвратом вложенных средств, настоял на назначении конкурсного управляющего. Он был назначен в феврале 2014 года. С этого же времени Алексей Мельников утратил возможность фактически управлять заводом. В то же время, завод продолжил реализацию тех программ сотрудничества, договоренность о которых была достигнута ранее. Именно с деятельностью конкурсного управляющего Мельников и спикеры вчерашней пресс-конференции связывают массовые увольнения:

«8 месяцев сидения конкурсных управляющих — нет никаких предложений, как можно было бы безболезненно перейти в другие юрлица с максимальным сохранением трудовых мест, чтобы сохранить учебную площадку»

«По началу казалось, что это захват. Потом увидели, что распродать завод будет сложно. Завод — это лоскутное одеяло. Территория завода 21 гектар. 120 тыс м². Банк — слон в посудной лавке, саранча, пожирающая ростки, не давая прорасти плодам», — заявил Алексей Мельников

По словам руководителя профсоюзной организации завода Ивана Чистякова, сегодняшние уведомления о сокращении 1300 человек (он назвал 1433 получивших уведомления) получили незаконно: «По закону, если увольняется больше 50 человек, я должен был получить официальное уведомление за три месяца. На вопросы, которые я задавал представителям конкурсного управляющего, мне было сказано, что они выполняют закон». Во время очередного рассмотрения дела в арбитражном суде, по словам Ивана Чистякова, конкурсный управляющий сказал, что сейчас вопрос не идет об увольнении, «вопрос идет о смене неэффективного собственника на эффективного». В итоге, вопрос все-таки зашел об увольнении.

В 2005-м году все акции «Автоприбора» купил Алексей Мельников, став, таким образом, единственным владельцем имущества завода. В тяжелые времена завода он оформил их в качестве залога в банке. Таким образом, в случае, если Алексей Мельников не смог бы (как и случилось) погасить задолженность деньгами, она была бы погашена за счет стоимости акций. По информации от конкурсного управляющего, процедуру банкротства предприятия инициировала компания «Витязь-М», принадлежащая Петру Мельникову. Получается, что семья Мельниковых сама начала банкротить «Автоприбор»? На этот вопрос Алексей Мельников ответил уклончиво, что-то вроде «да, но думаю нет»:

«Не правда, это было не нужно. Очень много инсинуаций, я лично не доволен эффективностью управления, даже в этом случае они искажают ситуацию. Процедура банкротства была инициирована третьими лицами. Для того, чтобы иметь возможность влиять на эту процедуру, в том числе и «Витязь», который в то время был серьезным кредитором завода, подал свое заявление. Именно то, что «Витязь» смог это сделать на несколько дней раньше, чем банк, позволило держать ситуацию под контролем».

«Банк в том числе инициировал процедуру банкротства. Они были заявителями позже. «Витязем» пришлось выкупать обязательства у тех, кто раньше заявились в арбитражный суд».

«Подавляющее большинство кредиторов высказывались за то, чтобы пойти на мировое соглашение. Об этом знало и руководство банка. Это все создавало достаточную основу, чтобы перейти к конструктивным соглашениям. Даже в преамбуле решения суда идет вся хронология заявителей. Заявителем были «Евроокна», «Витязь» был только третим», — рассказал Алексей Мельников.

Однако, возрождать производство Мельников, судя по всему, не планирует. На вопрос журналистов «если бы областная администрация помогла деньгами?», он отвечает, что ждет от властей другой поддержки — чтобы те помогли безболезненно пройти процедуру банкротства. Сам Мельников, руководитель нескольких крупных владимирских фирм, не унывает. Сейчас он организовал компанию, которая арендует площади «Автоприбора» и до 50% ее выпускаемой продукции по-прежнему составляют автокомплектующие. Он говорит, что если все пройдет хорошо, то готов трудоустроить там и 1300 человек. Он гордится успехами своего детища:

«Мы создали «бридж–компанию», потому что не собираемся просто плыть по течению, это удел не борцов, а легковесных материалов, но все равно собираемся реализовать идею развития производства, конкурентоспособного. Могу сказать, это удается и с автопромом, и не с автопромом. Жизнь в жестких условиях часто помогает. Только за год те перемещения, которые мы делаем в области улучшений. Если смотреть по пару от 2013 до 2014 мы в два раза лучше. По электричеству на 20%, по горячей воде в 1.5 раза, по воде в 6 раз. Только объединив две гальваники, мы сделали такие вещи. Продуктов несколько десятков вывели на рынок. И после того, как мы увидели, что банк планомерно работает на ликвидацию, на конкурсное производство, мы запустили бридж компанию и потихоньку там развиваем такую деятельность. Как Столыпин говорил «нам бы несколько лет спокойно», нам бы один год спокойно, мы бы 250–300 млн. рублей за год объем производства».

В конце пресс-конференции модератор встречи, представившаяся как бывший пресс-секретарь завода, спросила Алексея Мельникова об информации по поводу вывода им денег из завода и последующем намеренном банкротстве. Напомним, впервые эти слова громко прозвучали из уст губернатора Светланы Орловой 25 сентября. Приводим ответ Алексея Мельникова без купюр:

Вопрос: Говорят, что вы скупили земли вокруг Владимира на деньги, полученные от кредита?

Мельников: Бред сивой кобылы. Земля была, землю покупал, но делал это в прошлом тысячелетии, в прошлом веке. Большая часть земли была куплена даже до того, как вступил в должность генерального директора, а мы сейчас говорим о кредитах, которые мы начали получать от «ВТБ» в 2012-2013 годах. Это все инсинуации, которые распространяет банк, чтобы выглядеть обиженным, белым пушистым, которого такой вот циник Мельников взял и загнобил.

В завершении пресс-конференции у одного из журналистов зазвонил мобильный телефон. Играла заглавная тема из «Санта-Барбары». Алексей Мельников посчитал, что это знак. Правда, не уточнил, знак чего. Возможно, ему тоже показалось, что все происходящее похоже на нескончаемую «мыльную оперу».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.