Общество 

Как нас обманывают и как нас будут обманывать

О старых и новых способах телефонного и интернет-мошенничества сегодня в пресс-центре УМВД области с журналистами пообщался врио начальника регионального отдела «К» Дмитрий Авершин.

Ежедневно в области регистрируется два случая мошенничества. Только за первое полугодие полиция возбудила 527 уголовных дел по фактам обмана граждан, 125 случаев экономического мошенничества. Общая раскрываемость этих преступлений на уровне 63%. Однако, все не так просто: экономические мошенничества расследуются достаточно хорошо, тогда как из 32 уголовных дел по фактам телефонного мошенничества раскрыто всего одно.

Чаще жертвами мошенников становятся жители сельской местности, реже — горожане. На уловки попадаются как правило женщины, мужчины оказываются более подозрительными. Типичный портрет жертвы мошенника: женщины пенсионного возраста либо подростки. Пенсионеры становятся жертвами телефонных мошенников, а подростки «попадают на деньги» в интернете.

«Мама, ты меня не увидишь десять лет..»

Телефонные мошенники сидят не на соседней улице. Как правило, это осужденные, которые отбывают наказание «на зоне» в зауралье. Они говорят все что угодно и с любой интонацией, только чтобы «клиент» поверил. Кажется невероятной ситуация, когда незнакомый человек звонит женщине, представляется ребенком и просит денег, а женщина верит и передает все свои средства. Однако, это типичный случай «развода».

Мошенник звонит на мобильные телефоны, набирая наугад до тысячи номеров, пока не попадает на доверчивого человека. Звонок как правило раздается ночью, чтобы сам факт звонка в момент сна стал стрессовым. Тихим и взволнованным голосом он говорит:

Мама, я попал в очень плохую ситуацию.

Женщина интуитивно переспрашивает: – «Миша, это ты?»

Преступник подыгрывает: – « Да, это я. Меня сажают в тюрьму. Мама, ты меня не увидишь десять лет. Но есть человек, который хочет мне помочь».

Здесь к разговору подключаются другие актеры «театра тюремной самодеятельности»: – «Здравствуйте, это следователь Петров. Вы можете помочь своему сыну, для этого нужно перечислить 100 тысяч рублей на мой счет».

И мать перечисляет. Часто даже не перезванивая на реальный номер своего чада. Варианты «развода» могут быть разными: от участия родственника в ДТП до непреднамеренного убийства кого-то крутого. В МВД советуют в подобных ситуациях сохранять хладнокровие, всегда перезванивать родственнику, стараться связаться даже если его мобильник не доступен. И уж точно не совершать уголовное преступление, давая взятку. В последнем подобном случае, рассказывают в МВД, пенсионерка заплатила мошенникам 105 тысяч рублей за освобождение «внука». Посредником в передаче денег стал ничего не подозревавший таксист.

Среди самых необычных случаев «телефонного развода» Дмитрий Авершин вспоминает случай, когда два мошенника заказали грузоперевозку до некоего села и, сославшись на отсутствие возможности положить деньги на телефон, попросили водителя положить им по тысяче и пообещали расплатиться на месте. Водитель приехал в село, однако, указанного адреса там не существовало.

«Ваша карта заблокирована»

Банки не блокируют карты своим клиентам без их заявления. Это случается крайне редко, если банк разоряется. Обычно об этом становится сразу известно благодаря СМИ. Тем не менее, граждане регулярно получают звонки и SMS о том, что их карты заблокированы, и регулярно следуют высланному алгоритму, тем самым, перечисляя собственные финансовые активы на счета мошенников. После перевода деньги вернуть крайне сложно. Для этого нужно в течение суток обратиться в банк с заявлением об ошибочном списании средств, а потом доказать этот факт в суде. Случаи возврата денег есть, но они единичны, сообщают в УМВД.

«Половой отбор»

Все чаще отмечаются случаи мошенничества в соцсетях. Мошенники делают сайты-двойники известных интернет-магазинов, где покупатель платит за товар, думая, что он совершает покупку в крупной компании, а на самом деле просто перечисляет деньги на счет мошенников. Куда более неприятными становятся случаи шантажа.

К молодому человеку в соцсетях добавляется в друзья красивая девушка, из его родного города и предлагает познакомиться. Через дни, а может и часы общение становится откровеннее и девушка присылает «в личку» парню свои интимные фото. После чего просит и парня «блеснуть своими данными». Как только парень высылает девушке свои фотографии в стиле «ню», ему приходит типовое сообщение, где ему предлагается выбрать, либо он перечисляет деньги на счет мошенника, либо его фотографии рассылаются всем его друзьям из френд-листа.

Дмитрий Авершин рассказывает, что на такие уловки попадаются как юноши, так и девочки, как женатые, так и нет. Несовершеннолетних девочек могут шантажировать и требовать от них еще больше интимных фото, таким образом делая унизительное общение все более серьезным и долгосрочным.

«Вам платежка»

По словам главы пресс-службы регионального МВД Анны Басовой, в регионе зарегистрированы первые случаи получения гражданами фальшивых квитанций на оплату коммунальных услуг. Случаев удавшегося мошенничества пока нет. Анна Басова отмечает, что «спасло» получателей квиточков то, что они переписывали номер счета в ручную и, обратив внимание на слишком длинный номер, позвонили в полицию. Что касается ситуации с обманными платежками по всей стране, то случаи завершенного мошенничества в пределах страны имеются.

Знание о методах мошенников конечно может сделать граждан более подготовленными, но стоит понимать, что каждый день мошенники в поисках легкой наживы придумывают что-то новое. Можно до бесконечности ужесточать законодательство, требовать предоставлять в Интернет все свои персональные данные, но все-таки, без бдительности граждан серьезных результатов в борьбе с мошенниками будет достичь сложно, отмечает Дмитрий Авершин.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.