Общество 

Главная проблема новых свалок — старые свалки

Создание единого регионального оператора решит ряд проблем по утилизации отходов в регионе, считает директор департамента природопользования обладминистрации Алексей Мигачев.

Сегодня на пресс-конференции в Белом Доме он рассказал о госпрограмме по охране окружающей среды, рассчитанной до 2020 года. В соответствии с программой предусмотрено строительство 6 комплексов по переработке отходов, 8 сортировочных заводов и 10 станций перегрузки.

В настоящее время достраивается полигон в Марьинке (именно туда планируется свозить весь мусор из Владимира), в этом году там планируется построить очистные сооружения.

Многие старые свалки в соответствии с программой и требованиями экологии должны быть закрыты. Сейчас остро стоит вопрос о закрытии свалки в Новоалександрово, на очереди — свалка в Мелехово. Всего же, в очереди на рекультивацию, по словам Алексея Мигачева, находятся 18 крупных свалок региона.

Существующая система утилизации отходов имеет серьезные недостатки. Например, трудно проследить, какая часть мусора, поступаемого от населения (а это 70% от общего количества мусора), реально доезжает до свалки.

«Мы знаем, сколько отходов образуют предприятия, и куда они их девают. Мусоровывозящие компании также отчитываются за мусор. Мусор же с населения нигде не учитывается, мы можем только предполагать, сколько там мусора, можем взять журнал на свалке и посмотреть, приехал ли отдельный мусоровоз или нет».

Создание же единого регионального оператора с расчетно-кассовым центром выстроит систему таким образом, что этой проблемы не будет. Деньги, собираемые с населения, поступают на единый счет и потом распределяются между тем, кто мусор довез до свалки и тем, кто его захоронил. Это, кстати, решает и еще одну проблему — устраняет разночтение в количестве доставленного мусора и принятого свалкой. При том порядке, когда деньги поступают на счет свалки, а она, в свою очередь, заключает договор и выплачивает деньги перевозчику, ей выгодно занижать количество принятого мусора (а перевозчику соответственно — завышать). Такая схема реализуется сейчас в Нижегородской области, но это не наш путь, отмечает Алексей Мигачев.

Другой функцией регионального оператора будет взаимодействие с муниципалитетами (в чьем ведении находятся свалки) и инвесторами.

Алексей Мигачев рассказал, что все разговоры о том, что «мусорный бизнес» очень прибыльный далеки от правды. Этот бизнес крайне прибылен только тогда, когда мусор выбрасывается в ближайший лесок. Тогда же, когда он утилизируется в соответствии со всеми требованиями, его прибыльность становится средней.

Инвесторы, которые заинтересованы в том, чтобы прийти в регион и построить здесь заводы по сортировке и вторичному использованию мусора, требуют стабильности в двух вопросах: объемы мусора и тарифы. Объемы муниципальные власти гарантировать не могут, более того, проще и удобнее возить мусор на старые свалки и здесь без четкой позиции властей дело с мертвой точки сдвинуть трудно. С тарифами все также не просто, в отношении новых предприятий он будет рассчитываться из расчета окупаемости предприятия в пятилетний срок.

Для того, чтобы запустить новые мусороперерабатывающие заводы (такие как в Марьинке), нужно закрыть старые свалки (Новоалександровскую и т.д.). Так что, власти в первую очередь заинтересованы в том, чтобы закрывать старые свалки.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.