Настольные игры наших бабушек и дедушек

В 20-е годы во Владимире существовало огромное разнообразие настольных игр

Кажется, что столь модные сейчас настольные игры, ставшие привычной частью семейного досуга и неотъемлемым атрибутом некоторых кафе, явление совсем недавнее. Однако, все новое, по расхожему выражению, это хорошо забытое старое. Еще в 20-е годы в СССР существовало огромное разнообразие настольных игр на любой вкус. Во что же играли наши бабушки и дедушки?

В 1925 - 1929 годах на прилавках Владимира появились игры «Электрификация», «Дадим сырья заводам!», «Добролет» и многие другие. В первой побеждал игрок, сумевший провести электричество в наибольшее количество домов, во второй необходимо было наладить непрерывное производство, избегнув при этом козней кулаков и вредителей. В третьей игре нужно было долететь на аэроплане до Китая, по пути помогая делу революции и не забывая дозаправиться. И, конечно же, согласно духу времени, в большом разнообразии были представлены военно-стратегические игры: «Современный бой», «Химическая война», «Да здравствует Революция!».

Во Владимире в 20-е – 30-е годы любители «тихих» настольных игр, как тогда выражались, собирались в читальне Дома физической культуры. Помимо привычных шахмат и шашек в их распоряжении были игры «Рич-рач», «Ледокол Красин», «Красные и белые», «За власть Советов!».

Игра «Рич-рач» состоит в следующем. Требуется по 4 шашки (пуговицы, монеты и т.д.) на каждого играющего, отличающиеся от шашек противника цветом, размером и т. д. и одна или две косточки с написанными на гранях цифрами от 1 до 5. Четверо играющих по очереди бросают кубик. Если он упал вверх шестеркой, то разрешается ставить одну из своих шашек на свой заштрихованный квадратик, и цифра, указанная косточкой, говорит о том, что на такое количество квадратиков можно продвинуть свою шашку вперед. Смысл игры заключается в том, чтобы провести свою шашку через всю фигуру и поставить в свой «дом». Выпавшая шестерка не только дает возможность поставить новую шашку или пройти ею шесть квадратиков вперед, но и дает право повторить бросок. Игрок, который не выкинул еще шестерки, передвигать свои шашки не имеет права. Разрешается «есть» противника в том случае, если его шашка стоит на дороге. Если, например, шашка противника отстоит от вашей на 4 квадратика и вы выкинули цифру 4, то вы можете на это место поставить свою шашку, выбросив шашку противника из игры впредь до выкидывания последним шестерки. Если же вы выкинули пятерку, то вы перепрыгиваете через шашку противника, не удаляя последней из игры.

Выигрывает тот, кто ранее сумеет провести все свои 4 шашки в «дом». Для этого необходимо выкинуть требуемое количество очков. Выкинувший большее количество, сосчитывает очки до последнего квадратика, затем оставшееся количество квадратиков отсчитывает в обратном направлении.

А вот сюжет игры «Ледокол Красин» основан на реальных событиях. Игроку предлагалось повторить арктический поход одноименного ледокола, состоявшийся в 1928 году. Игровое поле воспроизводило его маршрут.

Правила игры «За власть Советов!», к сожалению, не сохранились, зато известны правила «Красных и белых». В игре участвуют 12 шашек - шесть красных и шесть белых. Белые шашки изображают войска Колчака, красные — Красную армию.

Задача играющих заключается в том, чтобы возможно скорее достигнуть пунктов, дающих преимущество (занять города) и уничтожить противника. Проигрывает тот, кто потеряет все свои фигуры или оставшаяся часть их будет заперта. Шашки ходят только вперед по диагонали на следующую клеточку (по заштрихованным клеткам).

Если шашка стоит рядом с шашкой противника и следующая за ней клетка свободна, то ее (шашку) можно «съесть» (удалить с доски), перепрыгнув через нее на свободную клетку (как в игре в шашки). При этом брать шашку можно только вперед; назад брать не разрешается.

Шашки красных, попав в клетки Свердловск или Челябинск, и шашки белых, попав в Томск или Новосибирск, получают право перепрыгнуть через Урал и встать на свободную заштрихованную клетку, рядом с Уралом.

Красные, попав в клетки Хабаровск и Иркутск, и колчаковцы—в Ленинград и Одессу, получают право обратного хода (могут ходить и брать шашки назад). Красные, достигшие Владивостока и белые — Москвы, получают право дамок, т. е. могут ходить и брать противника через весь ряд свободных клеток.

За неимением покупного комплекта игры, можно было собственноручно расчертить поле и изготовить шашки из подручных материалов. Интересно, не отправляли ли на Соловки тех, кто выигрывал за белых? Исключали из партии? Лишали избирательных прав? Шутки шутками, однако, учитывая реалии того времени, игра выглядит неоднозначной, и даже провокационной.

Кроме этого, в читальне ДФК можно было сыграть в карточную игру «Пятьсот одно», входившую в число азартных. Желающие легко найдут ее правила в интернете. В годы Нэпа в нее «резались» в подпольных казино, проигрывая целые состояния. Но в Доме физической культуры, конечно же, играли исключительно на интерес. В названии этой игры отражен тот рубеж, до которого ведется игра, — 501 очко. Играют втроем, используя 24-листовую колоду. Каждому игроку раздается по семь карт и три закрыто кладутся в «прикупку». В «прикупку» нельзя класть первую и последнюю карты. Старшинство карт в очках: туз - 11 очков, 10 - 10 очков, король - 4 очка, дама - 3 очка, валет - 2 очка, девятка - 0 очков. В игре имеет место торговля, причем торговаться начинают с 40 очков. Можно торговаться и втемную, т. е. не заглядывая в свои карты. Игра идет до 501 очка. Проигравший обязан заплатить победителю разницу между его и своими очками. Более подробные правила и различные нюансы этой игры, желающие легко найдут в интернете.

Быть может сегодняшние любители бросать кости и двигать фишки захотят окунуться в атмосферу прошлого и сыграть в описанные здесь игры.