Выставки

Образы Федора Шаляпина в фотографиях М.А. Шерлинга

Событие прошло
Когда
11 мая - 05 июня 2022
Где

«Образы Федора Шаляпина в фотографиях М.А. Шерлинга» — это уже третья выставка, проводимая библиотекой в партнерстве с коллективом музея-заповедника «Абрамцево». Ранее владимирцы могли видеть рисунки народного художника СССР Виталия Николаевича Горяева «Велика притягательная сила Пушкина» и «Лики Гоголя».

На выставке представлены большеформатные копии фотографий Ф.И. Шаляпина в различных ролях. Общеизвестно, что в жизни Фёдора Шаляпина огромную роль сыграла встреча и знакомство с Саввой Мамонтовым, который был не только крупным предпринимателем и меценатом, но и художественно одаренным человеком, знатоком музыки, обладавшим прекрасным голосом и владевшим искусством бельканто. 09 января 1885 года постановкой оперы А.Н. Даргомыжского «Русалка» с декорациями В.М. Васнецова открылся первый в России частный оперный театр С.И. Мамонтова. Основной принцип этого театра: «Петь нужно играя» – полностью отвечал дарованию Ф.И. Шаляпина.

Савва Мамонтов впервые услышал Фёдора Шаляпина в партии Гудала из оперы Н.Г. Рубинштейна «Демон» в Панаевском театре в Санкт-Петербурге в начале 1895 года. Савва Иванович со своей прозорливостью почувствовал богатые сценические возможности этого юноши. Весной 1896 года баритон И.Я. Соколов передал певцу предложение С.И. Мамонтова выступить в летнем сезоне с труппой его театра на Нижегородской ярмарке.
Обстановка в Частной опере значительно отличалась от того, что Шаляпин прежде видел в других театрах. В Нижнем Новгороде для Шаляпина был выделен специальный капельмейстер. Мамонтов, сам имевший хороший голос и в молодости обучавшийся в Италии искусству бельканто, заставил певца по утрам заниматься тренировкой дыхания, голоса, артикуляции. Сначала молодой певец неохотно подчинился требованиям Саввы Ивановича, однако вскоре заметил пользу этих упражнений. Так постепенно стала осваиваться школа, которую Шаляпин обрел в Частной опере.

За три года работы в мамонтовском театре Ф.И. Шаляпин создал большую часть своего основного репертуара, девятнадцать партий, из них – пятнадцать партий русского репертуара. В эти годы вокруг него помимо Мамонтова были и другие люди, развивавшие его вкус, расширявшие кругозор. В подготовке партии Сальери и Бориса Годунова ему помогал молодой С.В. Рахманинов, которого Мамонтов пригласил в качестве дирижера. «Отличный артист, великий музыкант и ученик Чайковского, он особенно поощрял меня заниматься Мусоргским и Римским-Корсаковым. Он познакомил меня с элементарными правилами музыки и даже немного с гармонией», — вспоминал с благодарностью Федор Иванович.

Огромную роль в создании образа Олоферна в «Юдифи» сыграл художник Валентин Серов. Он рассказывал певцу о древней Ассирии, ее пластических искусствах. Именно художник подсказал Шаляпину идею сыграть Олоферна как оживший барельеф. Поразительная археологическая точность в деталях костюма, украшений усиливали ощущение царственного исполина, будто сошедшего с древнего каменного барельефа.

Одной из наиболее ярких работ певца стала партия Ивана Грозного в опере Римского-Корсакова Н.А. «Псковитянка». Художники продемонстрировали певцу свои наброски, эскизы с изображением жанровых сцен из эпохи Ивана Грозного. Это помогло певцу сформировать свое представление об облике царя. Однако интонационное решение партии, по признанию самого Шаляпина, ему помог найти сам Мамонтов. На одной из репетиций, когда певец многократно повторял фразу «Войти аль нет?..», Савва Иванович как бы невзначай ему заметил: «Хитрюга и ханжа у вас в Иване есть, а вот Грозного нет». «Как молнией осветил мне Мамонтов одним этим замечанием положение. Интонация фальшивая!.. – сразу почувствовал я, — вспоминал Ф.И. Шаляпин. –… Интонация одной фразы, правильно взятая, превратила ехидную змею (первоначальный оттенок моей интонации) в свирепого тигра».

В процессе подготовки многих образов Ф.И. Шаляпин работал с гримом, по сути, как живописец. Его гримы всегда приводили в восторг и сослуживцев, и публику. Образы Федора Шаляпина для сцены — это грим не только лица и шеи, но и рук, а при необходимости и тела.

Для того времени это было действительно новаторством. Это помогло создать сценические образы, принесшие певцу мировую славу. Он сам считал, что после великой русской драмы влияние живописи занимало в его творчестве первое место.

Наиболее известные образы Шаляпина представил в своих фотографиях начала ХХ века известный фотограф-художник Мирон Абрамович Шерлинг (1890-1958). Он окончил с отличием Мюнхенскую Академию светописи (Мюнхенский институт изучения фотографии и фототехники). Шерлинг обладал прекрасным чувством композиции, его портреты экспрессивны и драматичны. Чтобы этого достичь, он снимал свои модели в определенных позах и выбирал нужные ему ракурсы съемки. Особое внимание уделял освещению, высвечивая и затемняя различные участки пространства. При съемке использовал мягкорисующие объективы различных конструкций. Далее шла тщательная работа с негативом на стекле. С помощью гравировальной иглы, ретушерской кисточки и других приемов соскабливал, вытравливал и подкрашивал негатив, в основном фон, доводя его до нужной кондиции. Это был отдельный жанр, называемый «пикториальная фотография» (пикториализм), который напоминал скорее живопись. Основными персонажами его портретов были художники, писатели, музыканты и артисты. Известны его фотопортреты Ф.И. Шаляпина, И.Е. Репина, И.Н. Рериха, А.Я. Головина, А.М. Горького, И.Г. Эренбурга и многих других деятелей искусства.

Время работы выставки «Образы Федора Шаляпина в фотографиях М.А. Шерлинга»
с 05 мая по 05 июня 2022 года согласно графику библиотеки.

0+

Событие создано: 11.05.2022 в 22:47
Событие обновлено: 11.05.2022 в 22:47

Смотрите также:

до 23 июня In Memoriam

Палаты