Просто сказка

Баба-Яга теперь не за тридевять земель

Эту избушку не надо разворачивать к лесу задом, к себе передом: дверь открыта, гостям тут рады, радушно приглашают заходить. И гости идут один за другим. Первый во Владимире частный музей-сказка «Бабуся-Ягуся» за месяц своей работы принял уже 600 посетителей. В том числе и корреспондента Старта33.

Честно говоря, я ничего особенного от этого визита не ожидала, заинтересовал скорее сам факт: появление на карте города еще одной достопримечательности, первого и пока единственного частного музея, да еще с такой занятной тематикой. Помнится, много лет назад, будучи в Каунасе, мы с сестрой хотели непременно побывать в музее чертей, и, хотя в официальной программе у нас этой экскурсии не было, побывали-таки и разочарованы не были. Всякая чертовщинка притягивает, что ни говори. Но черт – персонаж интернациональный, а Баба-Яга – исконно наша, русская, тем более интересная.

В России музеев Бабы-Яги несколько: есть в Кукобуе, в Калязине, в Угличе, и пользуются они огромным успехом, особенно у детворы. А вот в городе Кириллове Вологодской области музей Бабы-Яги с десяток лет назад вымели поганой метлой - закрыли по требованию епархии, обвинив несчастную старушку в сатанизме. Тамошний музей располагался на горе Мауре – древнем месте языческих поклонений. Предполагалось, что музей будет рассказывать многочисленным туристам, приезжающим в Кирилло-Белозерский монастырь, о дохристианских верованиях и народной медицине. Но нет, святые отцы отнеслись к конкурентке без всякого юмора, и музей приказал долго жить. Хочется верить, что у владимирской коллеги кирилловской бабушки судьба сложится более благополучно.

И все-таки, отправляясь в свежеиспеченный музей, я думала увидеть не более чем тематическую кукольную выставку. Но выяснилось, что организаторы подошли к делу с большой выдумкой.

«Бабуся-Ягуся» заняла несколько комнат в магазине «Сувениры», экскурсоводами работают продавцы магазина. Одна из них, Ирина Пронина, подвела меня к волшебной дверце в глубине помещения, и хотя предупредила - бабушка любит, чтоб ей поклонялись, все-таки головой о притолоку я задела. От неожиданности, наверное: внутри оказалось темно, а что-то вокруг заухало, завыло, завопило, засверкало. Столь бурно приветствует посетителей подружка главной героини, Кикимора. Дааа, если такую сигнализацию на машину поставить, угонщиков в тридесятое царство ветром сдует! Когда глаза привыкли к полумраку, выяснилось, что мы находимся в дремучем сказочном лесу. Под елкой свернулся ежик, на деревьях – как живые – расселись птички. А вот и громогласная Кикимора. Ничего не скажешь, страшна!

В следующей, тоже темной, комнате, живет лучший друг, а если верить сплетням, еще и бойфренд бойкой старушки Кощей Бессмертный. Как и полагается, истощенный старец чахнет над златом. Ларец с сокровищами, по словам гида Ирины, неудержимо притягивает к себе детей, всякий норовит его ручками потрогать да камушки самоцветные перетряхнуть. Кощей к детским шалостям относится спокойно, вооружение свое в ход не пускает, огромный паук забрал его в свое владение и паутиной заплел...

Третий зал пока последний, но за стенкой кипит работа, создается еще одна экспозиция, представляющая собой внутреннее убранство избушки на курьих ножках. В марте избушку откроют для посетителей. Тут будет и печка, и ступа, и метла, и черный кот – все, что необходимо Бабе-Яге для ее активной жизнедеятельности.

Сама же бабуся во всей красе предстает на полках выставочного зала. При открытии музея 31 декабря 2012 года экспозиция состояла из 60 экспонатов, а теперь их уже 70. Все первоначальные 60 – частная коллекция генерального директора ООО «Русский сувенир» и автора проекта Ирины Филатовой. Немаленькое собрание.

Да разве это много? – удивилась вопросу Ирина Витальевна.- Коллекцию я собирала три года, и изначально думала о музее. Очень уж это неординарный персонаж, один из главных героев русских сказок – кого-то пугает, а кому-то помогает. Баба-Яга – личность очень интересная...

Что верно, то верно: фигура крайне неоднозначная. И ее основное предназначение – вовсе не забирать в темный лес непослушных детей, не желающих кушать кашу. Согласно фольклору, бабушка эта сторожит границу между миром реальным – явью и нереальным – навью, помогает некоторым героям перейти границу и существовать в волшебном мире. Трудна и полна опасностей дорога в тридевятое царство, вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появился в сказках образ некоей Бабы Яги, живущей ровно посередине между мирами и знающей путь в неизвестное.

По одной из легенд, имя Баба-Яга происходит от восточного слова бабай-ага, то есть злой господин. Однако бабой на Руси называли женщину, которая уже родила, а яга – это огонь. Получаем огненную женщину. Глагол "ягать" – кричать, причем кричать особенно, с сильной энергией. Такой крик издают охотники и роженицы. Баба-Яга – главная мать, которая знает все. Есть варианты попроще: яга - от соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»), или от простого словосочетания - баба в яге (мохнатой шубе без рукавов).

У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии супротив супостата? Только у Бабы Яги... И пусть живет она триста лет, пусть колдует, и одна нога у нее костяная, стоящая в царстве нежити, пусть обитает она в избе на куриных ногах, но все же она человек! Хоть и особенный...

А человек не может отказать в помощи другому человеку. С помощью Бабы Яги герои сказок проникают из реальности туда, где меч-кладенец камни рубит, растут сады молодильных яблок, солнце отражается в озерах живой и мертвой воды, а смерть может поместиться в железной игле. Вот только не всякому открывала она путь в царство Кощеево. И как добрый молодец себя вел, такой прием от хозяйки и получал. Будет вежлив, трудолюбив - тут же заработает волшебный клубок или знания о том, как погубить страшное чудище... А нет – пеняй на себя. Это как древнейшие правила волшебного этикета, которые надо не только знать, но и исполнять!

Баба-Яга – сказочный "пограничник" на стыке двух миров: мертвого и живого. Чтобы попасть в мир мертвых, нужно было совершить положенный обряд: попариться в баньке (покойников моют перед погребением), покушать и выпить (поминки), переночевать (сон – это маленькая смерть).

Сотрудники музея убеждены, что Баба-Яга персонаж скорее положительный, и в своем рассказе акцент делают на этом.

Ирина Витальевна, наш гендиректор, которой принадлежит идея музея – очень добрый человек, и мы хотим нести людям именно позитив, - поясняет гид Ирина Пронина.

Не зря свою героиню они называют ласково – Бабуся-Ягуся. Ягуси тут собрались самые разные, непохожие друг на друга, каждая со своей яркой индивидуальностью. Оно и понятно: куклы в подавляющем большинстве – авторские, ручной работы, а потому неповторимые. Есть очень добрые на вид ковровские глиняные игрушки, есть болгарская бабка из початков кукурузы, есть бабуля-модница, у которой, помимо платочка на голове, еще и шляпка про запас имеется на случай встречи с интересным лешим, есть бабка-кокетка в мини и с накрашенными губами. Две последние – авторства владимирской кукольницы Марины Чирковой, которая успела уже стать добрым другом музея. Ее работы хочется долго рассматривать, любуясь деталями и удивляясь фантазии и чувству юмора художницы.

У экскурсантов-детей другие любимцы. Дело в том, что выставочные стеллажи временами оживают: начинают буянить три подружки–ягушки из Чехии, кричат, истерят, сверкают глазами, - малышня в восторге! А еще одна, тоже чешская, бабуля сидит на унитазе и издает неприличные звуки. Естественно, она вне конкуренции у подростков, взращенных на американских комедиях.

Еще детей очень интересует, что происходит в музее ночью, не оживают ли бабушки насовсем и чем они тут занимаются? Ночь в музее пока никто не провел, ответить на вопрос некому, а потому атмосфера таинственности сохраняется. Но если и в этой комнате выключить свет, персонажи, только что милые и улыбчивые, начинают в сумерках отбрасывать весьма зловещие тени. Вот она, дуалистичная природа Бабы-Яги!

Не стоит пугаться того факта, что Баба-Яга сажала детей или царевичей на лопату и совала их в печь. В древней Руси был обряд "припекания больного ребенка". Повитуха заговаривала тесто, заворачивала в него ребенка и на хлебной лопате сажала его в печь. Потом быстро доставала, разворачивала, тесто выкидывала собакам, а ребенок выздоравливал!

Взрослые посетители стараются разглядеть в лицах бабок-ежек черты каких-то своих знакомых дам, и часто им это удается. Есть одна девушка, которая в музей приходит регулярно, ей уже и рассказывать ничего не надо, сама видит: ага, у вас новый экспонат! Кстати, число экспонатов стало быстро пополняться за счет подарков: многие, раз побывав, проникаются к музею глубокой симпатией и хотят тоже поучаствовать в его создании.

Экскурсанты мужского пола очень веселятся, когда узнают поверье: оберег с бабой-ягой не только выметает из дома нечисть, но и утихомиривает женскую агрессию, и просят продать им сразу две куколки – для жены и для тещи.

Всем без исключения нравится самая большая, в рост человека, восковая Яга. Народ обожает с ней фотографироваться, тем более, что поза бабушки очень удачна для рукопожатий. А вот костюмчик Яге конструировали сами сотрудники музея – приобретена она была без одежек, в натуральном виде. Заказали прикид в ателье, но там, видимо, не совсем поняли задачу, пришлось доводить до ума: там дырку сделать, тут заплатку, здесь лохмотья изобразить. Даже из своих личных вещей девушки кое-чем пожертвовали и привели их в негодный для обычных людей вид. С обувкой проще – лаптей в магазине в избытке.

Не только наряд для бабушки, но и многие детали интерьера сотрудники делали самостоятельно, быстро воодушевившись идеей. В апреле начал работать магазин, и сразу же пошла подготовка к открытию музея. Ирина Пронина, например, рисовала на стене сказочный лес с мухоморами. Другие приносили из дома остатки тканей, пришивали заплатки-аппликации на занавеску из мешковины… А вообще готовый, до мелочей продуманный проект уже был в голове у хозяйки музея Ирины Филатовой, оставалось только найти исполнителей для его воплощения – что, кстати, тоже было непросто.

Надо отдать должное: автор проекта продумала до последней мелочи не только оформление, но и все сопутствующие сервисные моменты. Сувениры – само собой, бабок-ежек в магазине продается много, на любой вкус и кошелек, есть и домовята, и метлы, и карты с нечистью, и даже избушка-на-курьих ножках, служащая ночником (не знаю, правда, кто рискнет такой светильник у постели поставить!) Можно фотографировать экспонаты и фотографироваться вместе с ними. Более того... Когда мы с Ириной Прониной выбрались из сказочного царства в помещение магазина, первое, что я увидела, была живая Баба-Яга. Правда, почему-то в брюках! Молодой человек, заметив мое удивление, снял парик и рассмеялся. Оказалось, костюмчик, парик и нос бабушки может примерить всякий желающий и запечатлеться в образе. Стать на время Бабусей-Ягусей хотят многие.

Немало желающих воспользоваться и другим предложением магазина – совершить экскурсию в кузницу Бородина, а потом еще продегустировать местные, владимирские да суздальские, напитки. То есть речь идет уже не просто о торговле сувенирами, а о целом комплексе услуг, о том самом повышении туристической привлекательности региона, создании новых форм и объектов, о которых в нашей области так много говорят на всех уровнях власти. Только вот этот конкретный проект – целиком и полностью частная инициатива, никакой поддержки «сверху» не имевшая. Проект, даже на поверхностный взгляд, весьма затратный и не сулящий сверхприбылей, зато живой, веселый и добрый. Здорово, что он воплотился во Владимире! Ну, правда, пора уже перестать завидовать Мышкину и Переславлю-Залесскому с их музеями «на пустом месте», а придумывать и делать что-то свое.

Покидая музей-сказку, не удержалась, купила себе Ягусю, маленькую совсем, но задорную. Думаю, что размер не помешает ей справиться и с нечистью, и с агрессией. Хоть сама не верю я в эти суеверия...