Как звучит мировое знание?

Владимирцы услышали ноктюрн на флейте сантехнических труб от Яна Бедермана

Известное дело, правильная музыка в нужном времени и месте способна на самые настоящие чудеса. Вечером 9 декабря для меня все совпало как нельзя лучше: музыкальные импровизации Яна Бедермана можно было послушать в «Ешкином коте». Я пришла туда, чтобы посмотреть на мудреца и волшебника, отхватить кусок красоты и узнать, почему владимирцам стоит проводить свои вечера в не так давно открытой творческой мастерской.

Что за кот теперь мурлычет на Дворянской

Полина Вахотина, одна из соучредителей и «родителей» этого места, сидит на ковре и пьет зеленый чай. Пришлось отвлечь ее от этого, чтобы расспросить о формате заведения, его особенностях и сверхидее.

«Ешкин кот» придумывался поступательно, медленно, непонятно. В этом помещении хотели делать панк-клуб, и, самое смешное, это даже получилось. Пока панки не начали вести себя, как им и положено – как панки, то есть. Помещение стало жалко, мы его взяли, немного подержали, вот доделали ремонт.

Захотелось сделать «домик культурочки», не завязанный на еду и алкоголь. Потому что почти вся музыкальная культура, что есть сейчас в городе, завязана именно на этом, за исключением, наверное, ОДРИ и Филармонии.

Это – творческая мастерская, пространство, куда можно кого-то звать, какие-то встречи проводить для себя, для людей. Что из этого выйдет, пока совсем непонятно, и не ясно, в какую сторону это все будет развиваться. Но в идеале, вот как оно у меня нарисовалось, хотелось бы, чтобы место зажило. Это значит, что какие-то люди увидели бы его «своим», приходили бы сюда, предлагали что-то. Не хочется, чтобы это было заведение «директорского плана»: как директор сказал – так и сделали. Моя суперидея в том, чтобы это место стало автономным, свободным, чтобы были люди, которые им интересовались, вкладывались в него. И если получится так «зажечь» их, тогда я буду считать, что идея удалась.

Хотелось бы здесь какой-нибудь театрик развести, но я пока не понимаю, как. Например, наш соучредитель, Дима Сорокин, говорит, что он изначально больше театральный человек, а я – совсем нет. Мы ведем переговоры с московскими труппами, чтобы сюда привозить что-то интересное, показывать людям. Но для этого нужно, чтобы здесь завелся тот самый «театральный человек», который бы придумал, как все это организовать, предложил концепцию такой творческой лаборатории.

Люди здесь сегодня сидят тоже не совсем обычные: художники, музыканты, литераторы и просто добрые волшебники и волшебницы.

Это место для разных людей, для себя, для друзей. Кого бы я не хотела здесь видеть, так те сюда и не приходят. Гопота какая-нибудь, но они сюда просто не заглянут, тут нет питательной среды для них, не тот формат. Мы можем избежать появления случайных людей «с улицы», ведь здесь нет, например, кафе, поэтому просто так сюда тоже никто не заглянет. Мы же не работаем в то время, пока нет никаких мероприятий, поэтому люди все-таки понимают, куда они попадают.

Сегодняшнее мероприятие особенное, как и многие другие, что здесь проводятся.

Вот это Ян Бедерман, волшебный человек, который привез с собой миллион музыкальных инструментов. Сейчас он будет играть и вводить всех в транс. Эта музыка располагает к творчеству, поэтому мы будем рады, если кому-нибудь захочется, например, порисовать. Вот на столах краски, гуашь, карандаши и бумага, которыми любой желающий может воспользоваться.

Кроме того, музыка эта – медитативная, поэтому мы положили замечательный ковер, на котором отлично валяться. Так не на каждом концерте, конечно, но именно в данном случае – самое то. В этом, кстати, плюс помещения, его можно трансформировать практически любым образом. На каких-то концертах стоят стулья, на каких-то вообще ничего, а здесь – вот так. Я лично буду валяться, под Бедермана это делается просто отлично.

Расспросы о том, что будет, смешат Полину и скорее вводят в недоумение. Но прогноз все равно благоприятный.

Слушай, я не знаю. Вот оно будет развиваться, как-нибудь разовьется. Я считаю, каждое место собирает своих людей, где именно им будем комфортно. Например, сейчас здесь мы не пьем, и, если кому-то хочется алкоголя, то – пожалуйста, в коридор. Мы решили пока остановиться на таком варианте, и это отсечет очень большой пласт людей. Все-таки, многие привыкли расслабляться под музыку именно с горячительными напитками. Но это должно также и привести большой пласт других людей. Существует мнение, что сейчас становится все больше людей, которым интереснее именно такой вид отдыха – безалкогольный. Конечно, никто не будет стоять с тестером на входе, и по коридору никто не будет ходить, но алкоголь просто вытесняется на обочину. Проект кажется мне очень новаторским, поэтому я с любопытством отношусь ко всему этому. Пока все в режиме ожидания результата, так как формат еще не устоялся и своих преданных поклонников не получил, а часть – уже разогнал. Мы видим то, что видим, и ждем, что из этого получится.

Музыка с мыслью

Людей в зале совсем немного, остается надежда, что кто-то опаздывает, задерживается, может, просто проспал. Тем временем решила побеседовать с Ириной Аржаных, психологом и просто очень талантливой барышней.

От вечера не жду ничего «особенного», я просто пришла. Мы будем рисовать, есть зефир и хорошо проведем время. Перед тем как пойти, я посмотрела в интернете, что это за прекрасный мужчина. Я слышала о нем когда-то, может быть в Европе, но не буду ручаться, может, во сне. Это событие для города Владимира. Людей такого уровня в мире очень мало, очень здорово, что он приехал к нам. Я люблю медитативные практики, поэтому мне интересно слушать его.

Наконец удалось пообщаться и с самим Яном. Легкий на подъем мужчина с тихим голосом и целой коллекцией непонятных штук рассказал о том, как он пришел к этой музыке и что для него значит быть свободным.

Многие люди говорят про мою музыку: «Да, все классно, но мы не можем понять». И я тогда спрашиваю, зачем вообще понимать? Ведь есть состояние, в котором они себя хорошо ощущают, состояние открытости миру.

У меня с рождения было немного странное восприятие мира: я все какие-то микроскопы делал, пытался заглянуть внутрь всего, что меня окружало. Понимал, что все устроено совершенно не так, как объясняли родители, как в школе учили. Потом поступил в институт, началась обычная социализация. Родители говорят: «Так надо», и ты начинаешь играть в эту игру. Тобой манипулируют – ты манипулируешь. И это общая игра «А как же я сделаю это? А что подумают другие?». Именно от этого появляются внутренние блоки, запреты… А ведь каждым человеком руководят генетические программы, невидимые нами. И только люди, которые пытаются менять в себе что-то, начинают входить в эту область, смотреть, изучать.

Где-то в 1997-м меня «повернула» психогенетика, я давно ходил вокруг нее, а тут еще читал книги по эзотерике. Я тогда уже все попробовал – бизнес, музыку, продюссировал несколько фильмов, но постоянно было такое состояние «что-то не то». И я все бросил. Долго не мог с этим разобраться, а потом торкнуло. Открылось какое-то ощущение: «Что ты дергаешься? Что ты других дергаешь?» И вот тогда я начал замечать: по мере готовности к человеку приходит все, что ему надо. И по мере того, как ты открываешься этому, как ты реагируешь на изменения в жизни, и происходят самые разные изменения. Если человек хочет денег, они придут к нему. Просто он должен быть к ним готов. То же самое относится к счастью, любви, знанию – чему угодно. Нужно не просто хотеть, нужно быть готовым впустить это в свою жизнь, нужно принять ответственность за это. На самом деле все есть вокруг нас, вот – бери. Но не каждому надо, не каждый готов. И тогда я написал несколько первых произведений музыкальных.

Наступает момент, когда человек начинает по-другому смотреть на вещи. Он перестает оценивать, осуждать, искать виноватых (а это воспитывают в нас с детства). Чтобы снимать с себя эти блоки, эту скорлупу, надо научиться ее видеть. И смотреть нужно, в первую очередь, на себя.

Есть такое упражнение «Ловцы реальности», когда нужно очень внимательно следить за всеми своими ощущениями и реакциями. Нужно учиться слушать, понимать себя. Мы всегда пытаемся найти смысл. А что такое смысл? Это жизнь с мыслью. А как сказал Кришнамурти «Смысл жизни в том, что она не имеет смысла». Как только мы перестаем цепляться к этим мыслям, открывается разница между поисками смысла. Мы начинаем понимать, что все до этого оценивали со своей точки зрения, со «своей колокольни», но не принимали того, как все выглядит на самом деле. Когда человек перестает пытаться доказать другим свой смысл, он начинает видеть суть вещей. Тогда он перестает делить людей на «своих» и «чужих», «красивых» и «некрасивых», перестает давать им оценку. И это состояние принятия других мнений, сутей, чего угодно – организует жизнь, в которой ты становишься свободным. Об этом и для этого моя музыка. Я пропускаю через себя мир и показываю его людям, за меня пишет рука. Это не посыл, просто знания, ощущения.

После двух часов бесконечной музыкальной импровизации, при создании которой использовались совершенно невообразимые вещи (например, сантехническая труба, шуршащий пакет и редкие африканские бубенцы), я возвращалась домой и думала – как хорошо, когда правильная музыка приходит в правильное место и время.