Постичь природу человека

Что общего между режиссёром, математиком и рыбаком?

Владимирский театр драмы готовит премьеру — спектакль «Пиковая дама» по Пушкину. Своё прочтение известного произведения зрителям представит молодой московский режиссёр, ученик Марка Захарова, — Вячеслав Тыщук. Уже по окончании ГИТИСа его называли перспективным. К настоящему моменту за плечами режиссёра почти десяток постановок. А на днях стало известно, что Вячеслав Тыщук номинирован на главную театральную премию страны — «Золотую маску». Заинтриговали? Тогда представляем вашему вниманию беседу с молодым режиссёром.

В Москву через Аляску

Интересно, как вы, математик из Новосибирска, оказались в ГИТИСе на курсе Марка Захарова, да ещё и на специализации «режиссура»?

Я на мехмат поступил в 16 лет. Мне кажется, что человек в этом возрасте ещё ребёнок, и невозможно определить дело жизни, то, чем хочется заниматься. На тот момент нравилась математика, и с театром я раньше не соприкасался. А в Новосибирском университете у каждого факультета есть свой клуб. Например, у физфака — «Квант», у экономического — «Максимин», а у нашего, механико-математического, — «Контора братьев Дивановых». Это очень увлекательное течение, существует с 60-х годов, поэтому там есть дух свободы, драйва, хулиганства. Я в нашем клубе ставил, играл, придумывал шутки, писал тексты различных сценок, и там в первый раз почувствовал вкус сцены, успеха. Мне это безумно понравилось, и я понял, что хочу с этим связать жизнь.

Когда окончил университет, надо было определяться, куда идти работать. И у меня был кризис, не хотелось ничего делать. Тогда решил поехать и поступать в ГИТИС, потому что это, по-моему, единственное место, где можно учиться режиссуре в России. А перед тем, как поступить, мы с друзьями поехали работать на Аляску. Друзья открывали свои дела, а я зарабатывал деньги, чтобы приехать в Москву, и можно было жить там какое-то время, снимать квартиру, не думать о деньгах, а просто учиться. На Аляске я работал рыбаком. Где-то 4 месяца был в плавании на трейлере seafood frozen — там ловят рыбу, и на корабле есть завод, где её сразу же обрабатывают. Когда холодильник заполнялся, приезжали в порт, разгружались, брали воду и еду — и выходили обратно в океан. Это было в Датч Харборе, там очень похоже на Россию, на самом деле. Там и церковь православная, и у алеутов — местного племени — до сих пор русские фамилии.

Интересно, как специальность математика сочетается с режиссурой?

В режиссуре нужно понимать структуру, по которой организована отдельная сцена и спектакль в целом. Математическое образование в этом очень помогает. Но вдохновение математика и вдохновение режиссёра — разные. В математике есть интеллектуальное постижение какой-то абстрактной вещи, которой является сама эта наука, она впрямую к человеку не относится. И мне сложно описать вдохновение, когда вдруг решается какая-то загадка. А в искусстве только интеллектом не обойтись: в режиссуре все идеи, всё вдохновение связано с постижением человека. Это всегда, помимо рациональных вещей, прорыв, иррациональное понимание природы, красоты — это самое ценное. Но сознательный мир, привычка видеть вещи структурно — помогает туда проникнуть.

И вы никогда не жалели о выборе режиссуры как профессии?

Нет-нет, это был сознательный выбор. Мне тогда был 21 год, это уже достаточно взрослый человек. Сейчас я получаю удовольствие каждую минуту, когда занимаюсь режиссурой. В этом смысле я счастлив.

Взаимный интерес

Говорят, что режиссёры никогда сами своих услуг не предлагают, они только приезжают, если их приглашают работать. Это так?

Всё по-разному происходит. Просто суть такова: хорошо, когда две стороны заинтересованы в каком-то проекте, в ином случае — не получится. Поэтому всегда происходит исследование взаимного интереса. Допустим, на фестивале мы увиделись с директором театра, ему понравилась работа — тогда всё произойдёт. Бывает, что через критиков ищут режиссёра, справки наводят. А когда приходишь в театр и говоришь, что хочешь поставить такой-то спектакль, это не работает. Хотя можно и так делать, наверное.

Впервые идея поставить «Пиковую даму» во Владимире была озвучена директором театра Борисом Гуниным год назад. Как здесь появились вы?

Есть такой критик — Александр Вислов. Он участвовал в работе лаборатории в «Чехов-центре» в Южно-Сахалинске, там я показывал свой эскиз по одному из произведений Чехова — «Моя жизнь». На работу было отведено всего 4 дня, но отрывок оказался весьма удачным, и потом из него вырос спектакль. Видимо, Вислову работа понравилась. Потом был спектакль «Облако-рай» (четырёхкратный номинант на «Золотую маску». – Авт.), наверное, тоже понравился. А у него с директором владимирского театра, видимо, есть рабочие отношения. Здесь как раз искали человека, который мог бы поставить «Пиковую даму», и Вислов посоветовал меня. Мы с директором театра сговорились, так и произошло. Мне давно хотелось поставить Пушкина, правда, «Дубровского» — этот роман мне кажется сейчас более актуальным. Но над «Пиковой дамой» тоже интересно поразмышлять.

В нашем театре нет главного режиссёра. При этом множество постановщиков, особенно молодых, ездят по стране и работают над спектаклями в разных театрах. Почему так?

Это связано, в первую очередь, с тем, что в этом случае ты уже занят не постановкой спектаклей, а ответственностью за судьбы актёров, за художественную политику театра, обрастаешь кучей нетворческих вопросов. Всё это отвлекает молодого режиссёра от роста мастерства в профессии. И не всегда ещё директора хотят делиться властью художественной. Такое тоже есть.

Я для себя решил так: пока нужно сконцентрироваться на творческих задачах. Но не исключаю, что в какой-то момент захочу руководить театром и почувствую, что смогу с этим справиться.

Ловец идей

Мало кто задумывается, как живут режиссёры, когда приезжают работать в другой город. Много ли им надо и что они получают?

Всё связано с работой, это центр жизни, вокруг которого всё вертится. Она требует большого количества времени и концентрации, по крайней мере, у меня. Есть утренняя репетиция, вечерняя репетиция, и к ним надо быть готовым. В этом смысле всё расписано. Потом у меня есть немного времени на прогулку по городу, чтоб свежим воздухом подышать, и на пробежку — чтобы тело в форме держать.

Откуда у вас увлечение бегом?

В здоровом теле здоровый дух. Я начал вес набирать — мне это не понравилось, и было какое-то вялое психологическое состояние. Я начал бегать — избавился от одного и от другого. Теперь есть бодрость, концентрация. Очень помогает в работе. Час занятия циклическими видами спорта — всем советую.

А в чём заключается суть режиссуры? В школах, например, часто учительницы литературы собирают детей, берут пьесу — и ставят...

Суть режиссуры в постижение природы человека, так пафосно можно сказать. Когда ты постигаешь художественный образ и его выражаешь через актёра, через театральные средства. Просто взять текст и ставить может каждый интеллигентный человек, наверное. Но тут самое важное — чтобы была идея и вдохновение. Мне кажется, самое важное — выловить энергетический источник — ни с чем несравнимое чувство радости, которое тебе хочется выразить. Без этого энергетического источника очень сложно заниматься профессией — тогда у тебя мотива не будет идти и что-то делать, репетировать.

А если брать технологический процесс, то он в том, что режиссёр как рыбак с удочкой — сидит и вылавливает идеи из всего. Допустим, бывают периоды, когда я не знаю, что поставить. Тогда я читаю много книг, смотрю, кто выиграл литературные конкурсы, что произошло в стране — чтобы нащупать тему, на которую моя человеческая природа отзовётся. Если находишь пьесу, делаешь разбор — анализируешь структуру, по которой организован текст. И уже дальше пропускаешь его через свой жизненный опыт, насыщаешь все маленькие детали своей энергией. И вырастает другой художественный образ. То есть, ныряешь вглубь текста, вылавливаешь оттуда энергию, как большую рыбу, потом готовишь её.

Одна из ипостасей режиссёра, если верить Немировичу-Данченко, — режиссёр-педагог. Как молодому постановщику завоевать авторитет у заслуженных и народных? Как их взять в кулак?

В кулак никого не надо брать. Что даёт режиссёру право на лидерство — это наличие у него идеи, театральной затеи. Она сама по себе и тебя возбуждает, и актёров, и они увлекаются ею. Если у вас возникает «озорной договор» с ними, тогда дело сделано. Мне кажется, в этом основная задача режиссёра — вокруг замысла организовать театральную партизанскую «банду» единомышленников. Если у актёра возникает интерес — больше ничего не надо.

Общая ответственность

Известно, что зрители разных стран по-разному воспринимают одни и те же фильмы и спектакли. А если в масштабах России — публика отличается ментальностью?

Россию объединяет русский язык как некий общий культурный код. Но, конечно, в Москве зрители отличаются от зрителей в Лысьве или Южно-Сахалинске. Чувствую, что отличие есть, но мне сложно сформулировать, в чём именно.

А существует ли такое понятие как «душа города»?

Да. Пока идёшь от дома до театра, собираешь впечатления. И душа города считывается через людей, через архитектуру, через дороги — это некий «культурный текст». Всё это создаёт свою атмосферу. По Владимиру, например, очень приятно гулять. Есть города, где это делать невозможно, хочется уйти в лес, чтобы хотя бы там себя лучше чувствовать. А Владимир в этом смысле — чудесный.

Вы недавно поработали в технике «вербатим» (спектакль, основанный на интервью реальных людей. – Авт.). Зрители сегодня хотят видеть социальный срез жизни? Нужно ли это им?

Можно поставить произведение «за» что-то или «против». «Против» — когда выявляешь какие-то проблемы, и вокруг них организовывается художественное произведение, в котором «высвечивается» что-то весьма неприятное о самих себе. Только те, у кого жизнь налажена, открываются проблемам. Но большинству людей в такое «зеркало» не хочется смотреть. Они идут в театр за сказкой, иллюзией, которая отвлечёт от проблем. Но мне кажется, что в хорошем произведении и то и другое переплетено.

В Москве, да и во многих других регионах, сейчас бурная политическая жизнь. А вообще, режиссёр — он должен быть в курсе политических течений или немножко в стороне?

Наверное, каждый сам для себя решает. В 90-х были примеры, когда люди закрывались от мира, занимались искусством, потому что понимали, что то огромное количество проблем они не смогут решить. Оставалось единственное — делать своё дело. Но в то же время, это наша страна, надо быть открытыми проблемам, понимать, что происходит, делать всё возможное, чтобы улучшить жизнь здесь. Мне кажется, мы все ответственны за то, что происходит. Поэтому надо интересоваться, кто у власти, понимать поступки этих людей, надо голосовать, выбирать тех, кто может отстоять наши интересы. Мне кажется, не то, что режиссёр, каждый житель взрослого общества понимает, что нельзя передавать ответственность каким-то дядям, которые за нас всё решат.

Такой разный успех

А всё-таки, быть режиссёром — это профессия или образ жизни?

Образ жизни, конечно. Потому что профессия занимает 80-90%, а иногда и всё время. Она центрирует твою судьбу, твою жизнь, вокруг неё всё происходит.

Можно сказать, что вы довольно успешны. Вообще, что такое режиссёрская удача? Как стать успешным режиссёром?

Мне кажется, не об этом надо думать. Главное — внутренний успех перед самим собой. Я считаю, что успех — это когда мне удалось сделать работу, на начальном этапе поймать идею и её выразить. Бывает так — договорился, работу организовал, но не успел вглубь материала занырнуть, и из этой глубины вытащить понимание, не успел выхватить живую энергию, то есть, я вхолостую выпустил силы, и какой бы внешне удачной работа ни была, для меня это не успех. Успех — только там, где есть живая энергия.