Памятник любви и милосердия

Почти сто лет назад (24 августа 1914 года) — больница общества Красного Креста, рассчитанная на 50 коек, приняла первых раненых

Судьба здания больницы общества Красного Креста очень примечательна. Никто доподлинно не знает, каким оно было после постройки. Его изображение нельзя найти на старых открытках, а проектную документацию – в областном архиве. Это разбудило фантазию владимирцев и породило множество мифов.

За минувшее столетие здание ни разу не изменило своего первоначального предназначения. Еще до завершения строительства оно приняло раненых на полях сражений первой мировой войны. Став выразительной архитектурной доминантой владимирского Залыбедья, в других обстоятельствах эта уникальная постройка могла бы определить облик северной части города.

Строили всем миром

Больницу в память 300-летия царствования дома Романовых при Георгиевской общине сестер милосердия торжественно, в присутствии губернатора И.Н. Сазонова, заложили и освятили 26 сентября 1913 года.

Членам императорской фамилии, посетившим Владимир во время торжеств 16 мая 1913 года, была направлена телеграмма, извещавшая о знаменательном событии. Покровительница российского общества Красного Креста императрица Мария Федоровна высочайше соизволила прислать лаконичный ответ: «Благодарить».

Проектировал здание больницы епархиальный архитектор и одновременно исполняющий обязанности младшего инженера губернского строительного отделения Л.М. Шерер. Деньги и иные пожертвования на постройку собирали всем миром: например, купцы Петровские, выделили 100 тысяч штук кирпичей.

Здание возводилось больше года. 28 июля 1914 года началась первая мировая война, и за два с лишним месяца до завершения строительства – 24 августа 1914 года – больница, рассчитанная на 50 коек, приняла первых раненых.

Официальное открытие и освящение больницы было назначено на 14 (27) ноября 1914 года – день рождения императрицы Марии Федоровны. Здание освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий:

У русского народа есть один прекрасный обычай. В то время как народы западные, в тех случаях, когда они желают ознаменовать какое-либо выдающееся событие в своей жизни, воздвигают монументы, строят музеи и проч., русские люди в тех же случаях созидают богадельни, храмы, строят высокие колокольни… Я глубоко сочувствую тем, кому пришла в голову мысль ознаменовать 300-летие царствования дома Романовых учреждением такого памятника любви, каким является больница. (Цит. по книге «Больница Красного Креста вчера, сегодня...»: Сб. Владимир, 2004. 116 с: ил.).

На долгую память

Удивительно, но фотографий здания больницы Красный Крест периода первой мировой войны не сохранилось. Нет их ни в собрании музея-заповедника, ни в государственном архиве Владимирской области, ни в коллекциях владимирских краеведов.

Коллекционер-исследователь истории нашей области Г.Г. Мозгова полагает, что это объясняется законами военного времени и запретом на проведение фотосъемки на пленэре, ведь больница была достроена уже после начала первой мировой войны.

Это предположение косвенно подтверждается сведениями, которыми поделился с нами старший научный сотрудник исторического отдела ВСМЗ Николай Морозов: в первые дни войны распоряжением губернатора была введена цензура, о чем сообщили «Владимирские губернские ведомости».

Как указывают в своей статье «Первая мировая война: к истории военной цензуры» курские историки Г.А. Салтык, А.А. Строева, «Временное положение о военной цензуре» было утверждено Николаем II уже на второй день войны. Вместе с «Временным положением» был введен «Перечень сведений, касающийся внешней безопасности России или ее Вооруженных Сил и сооружений, предназначенных для военной обороны страны, сообщение коих в речах или докладах, произносимых в публичных собраниях, воспрещалось», включавший 18 запретительных пунктов. Позже появился еще более полный «Перечень», состоявший из 25 пунктов. 31 июля 1915 года вышел последний за годы войны «Перечень», состоявший из 30 пунктов.

Особое внимание военных цензоров было сосредоточено на периодической печати, деятельности типографий, розничной продаже газет, издаваемых вне театра военных действий, а также на «кинематографических снимках». Новые цензурные ограничения коснулись публикации различного рода изображений и производства фотографических работ.

Родимые пятна старого мира

Во Владимирской областной научной библиотеке нам удалось обнаружить лишь фототипию с рисунка 1910-х годов из фонда краеведа Л.С. Богданова. Это изображение дает представление о первозданном облике здания. Так, на фототипии видно, что «фресковые изображения» на тимпане щипца главного фасада и между первым и вторым этажами восьмигранной башни храма св. великомученика Пантелеимона больше похожи на имперские гербы, чем на изображения святых. Затемненные художником арочные ниши над входом на крыльцо и на втором ярусе башни, возможно, были заняты именно фресками с изображениями святых.

Остекление арочных окон правого фланга здания не похоже на витражи из «ромбовидных стекол», как «вспоминают» некоторые владимирские старожилы, а имеет прямоугольные очертания. Оно перекликается с остеклением фасада, при этом оконные переплеты делят рамы фасада на шесть прямоугольных частей по вертикали и три по горизонтали.

На крыше здания расположены пять труб дымоходов, украшенных флюгерами. Самый большой флюгер в виде двуглавого орла венчает шатровую башню левого фланга здания.

Ответ на вопрос, почему до наших дней не дошли более поздние фотографии этого здания, относящиеся к 20 – 30-м годам прошлого века, пока не найден. Вполне вероятно, что после революции и гражданской войны уже было не до выпуска открыток, а может быть, проклятьем здания стало его изначальное посвящение 300-летию царствования дома Романовых, внешнее убранство с использованием символов царской России, сходство с храмовыми постройками. В годы революции как издателям таких открыток, так и их хранителям могло, мягко говоря, не поздоровиться...

Однако благодаря исследованиям владимирского краеведа Л.В. Дудоровой в фонде управления коммунального хозяйства горисполкома государственного архива Владимирской области был обнаружен чертеж фасада здания больницы Георгиевской общины сестер милосердия (Ф. Р-950. Оп. 2. Д. 86. Л. 18), относящийся к 20-м годам XX века. На чертеже надпись в три строки: «Юрьевская ул. УГОР. Больница», то есть в силу политической нелояльности здание уже утратило как свое уникальное наименование, так и монархическое посвящение.

В документе приводится общий вид главного фасада здания. Даже при беглом взгляде на него становится ясно, что облик больницы здесь значительно упрощен и утратил присущую модерну декоративность.

Здание лишено дымоходов с флюгерами и шести слуховых окон на крыше, изменена форма кровли в центральной его части, утрачена декоративная отделка фасада в форме русского узорочья, аскетичнее стали наличники окон, заложены сквозные арки башни в левом крыле.

В то же время в действительности мы видим, что часть перечисленных элементов декора по-прежнему украшает здание больницы. Возможно, что найденный Л.В. Дудоровой чертеж отражает намеченные, но оставленные без последствий планы переделки главного фасада больницы, денег на ремонт которой в бюджете советского Владимира никогда не хватало.

Больница-терем

Символично, что для проектируемого здания москвич Л.М. Шерер весьма патриотично избрал модный неорусский архитектурный стиль – национально-романтическое направление русского модерна, отличавшегося пластичностью и декоративностью форм. При проектировании объемов зданий, деталей декора экстерьеров и интерьеров ведущие архитекторы начала XX века отталкивались от лучших образцов древнерусского зодчества.

В части первой «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России», посвященного Владимирской области, отмечается, что здание больницы имеет конфигурацию плана, близкую к кресту – главному символу христианской веры. Выразительность силуэта композиции постройки достигается разной высотой ее частей: при этом доминирует над остальными элементами шатровая башня домовой церкви святого великомученика Пантелеимона.

В стилистическом оформлении здания использованы приемы, характерные для русского зодчества XVII века. В центр главного фасада помещено крыльцо-рундук, напоминающее вход в гороховецкие купеческие палаты, фасады обработаны мелкими нишами в духе русского узорочья, многообразны и затейливы формы окон, наличников, карнизов.

В конце XIX века архитекторы столкнулись с необходимостью разработки определенных типов зданий общественного назначения, которые вполне оформились к началу XX века. Планировочные решения отталкивались от гигиенических и технических требований, выдвигаемых временем и наукой к такого рода зданиям. И надо заметить, что эти требования не потеряли актуальность и сегодня. Владимирцы, которым довелось побывать на излечении в старом и новом корпусах больницы скорой медицинской помощи, имели возможность сравнить «потребительские свойства» обеих построек. Новое здание с погодой, как правило, не спорит: в нем в жару жарко, а в холода – холодно. Толстые стены старого корпуса способны поддерживать оптимальную для человека температуру помещений и в зной, и в мороз. Высота потолков, просторность помещений, богатство деталей интерьеров словно созданы для того, чтобы отвлекать пациентов от грустных мыслей и настраивать их на выздоровление.

В здании все должно быть прекрасно

Одним из основополагающих принципов русского модерна была преемственность формообразования наружных форм зданий и интерьеров. Нам удалось это проследить благодаря возможности, предоставленной главным врачом ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г. Владимира» Е.Г. Яскиным. В сопровождении заместителя главврача А.Б. Штукерта мы обошли старый корпус и теперь уже изнутри оценили достоинства проекта архитектора Л.М. Шерера.

Входная группа, включающая крыльцо-рундук, лестницу и небольшой вестибюль, отличается удобством и функциональностью. Центральную арку двери приемного покоя повторяют узкие арки окон, расположенных по бокам. В 80-е годы в этом помещении еще можно было увидеть сохранившиеся деревянные диваны вдоль стен, на которых студенты-медики слушали лекции перед практическими занятиями.

Сейчас актуальность таких планировочных решений входов в больничные корпуса многократно повысилась. Как пояснил А.Б. Штукерт, в моменты массового поступления раненых в нынешние здания больниц, построенных по требованиям СНиПов, носилки приходится устанавливать практически под открытым небом. Крыльцо и приемный покой, спланированные Л.М. Шерером, дают возможность цивилизованно организовать поступление больных.

Планировка здания коридорная с односторонним расположением кабинетов на первом и палат на втором этаже. Парадная одномаршевая лестница плавно поднимает вас наверх, к операционному блоку. Лестничный проем с двух сторон обрамлен аркадой на круглых гладких столбах, связанных в нижней части массивной балюстрадой. Столбы сделаны скорее всего из оштукатуренного кирпича, но точно - не из карельского гранита. Его бы закрашивать даже из соображений гигиены не стали.

Еще одна, двухмаршевая, лестница находится в восточном крыле здания. Здесь как раз и расположены высокие арочные окна, которые по легенде были витражными. Но даже без этих готических изысков они производят на посетителей больницы глубокое впечатление своей торжественностью. В верхней части восточного крыла эти окна отзеркаливаются полукружьем небольших арок.

Единственный за всю историю здания ремонт был предпринят, по воспоминаниям ушедшей на заслуженный отдых врача-реаниматолога Л.Н. Саенко, в 1969 году («Город Владимир теряет «Красный крест» как памятник истории и архитектуры», Интернет-портал vesti33.ru). Не так давно, увы, были заменены на пластиковые деревянные окна. А вот филенчатые деревянные двери со стрельчатыми стеклянными вставками пока еще сохранились. Кое-где, правда, стекла уже заменили фанерой.

В остальном здание больницы практически не ремонтировалось и не перестраивалось. Целый век здесь верой и правдой прослужил медперсоналу и пациентам аутентичный керамический плиточный пол. Выбитых плиток мы, как ни старались, не обнаружили.

В год своего столетия старый корпус ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г. Владимира» готовится к капитальному ремонту и благоустройству дворовой территории. Именно здесь, во внутреннем дворе больницы, владимирские краеведы мечтали установкой поклонного креста увековечить память Георгиевской общины сестер милосердия, в любое время дня и ночи работавших с полной отдачей и напряжением всех своих душевных сил ради выздоровления страждущих. Пока этому не дано осуществиться: больница, являясь памятником истории и культуры местного значения, находится сегодня в ведении областного департамента здравоохранения. Преодолеть всеобщее равнодушие к истории родного города, порожденное пресловутым разграничением полномочий, способны только истинные любовь и милосердие.