Новые профессионалы

Обновление или омоложение?

На встрече с молодежью в филиале Финансового университета при Правительстве РФ месяц назад губернатор объявила о планах по итогам выборов произвести замены в руководстве 2/3 городов и районов Владимирской области. Не в первый уже раз глава региона обращается к теме «обновления» и «омоложения» кадров на местах, мотивация понятна – повышение эффективности органов муниципального управления, иных явных причин нет. Как говорится, «ничего личного»

Не секрет, что возрастная траектория первых лиц в территориях далеко не всегда отражает тенденции к улучшению уровня жизни, либо качества менеджмента там. Рассмотрим на примерах пяти крупнейших населенных пунктов нашего субъекта РФ (Владимир, Ковров, Муром, Александров, Гусь-Хрустальный) за последнее десятилетие:

до 2005-07гг.

с 2005-07гг.

с 2010-11гг.

на 2013-15гг.

А.П.Рыбаков (1947)

А.П.Рыбаков (1947)

С.В.Сахаров (1968)

А.С.Шохин (1961)

С.В.Сахаров (1968)

А.С.Шохин (1961)

В.Т.Арсентьев (1948)

И.В.Табацкова (1961)

В.Р.Кауров (1969)

А.В.Зотов (1952)

В.А.Качеван (1950)

В.А.Качеван (1950)

Е.Е.Рычков (1976)

Е.Е.Рычков (1976)

А.И.Равин (1939)

Г.К.Симин (1973)

А.И.Равин (1939)

В.А.Толстов (1956)

Б.М.Юматов (1946)

В.В.Шалаев (1952)

Ю.В.Гришкин (1954)

Н.Н.Балахин (1962)

Из данной таблицы следует очень важный вывод – «омоложение» и «обновление» иногда не синонимы, первое автоматически не приводит ко второму. Мы видим, в том числе, обратные примеры.

Обращает на себя внимание и тот факт, что процесс смены поколений у глав муниципалитетов в регионе и так происходит, постепенно, но довольно естественно. Хотя существуют его безусловные «ускорители», к ним обязательно нужно отнести результаты реализации у нас реформы местного самоуправления. Напомню, что кроме трех городов-исключений, во всех остальных мун.образованиях вводится «двуглавая модель» МСУ, т.е. произойдет раздвоение градоначальников. Вот он, очевидный резервуар для испытания перспективных управленцев!

В этом контексте будут востребованы преимущества именно «сити-менеджерской» муниципальной модели:

а) снижения риска прихода к власти «случайного» человека = известные гарантии компетентности нанимаемого по конкурсу главы администрации;

б) выделение чисто «хозяйственных» функций без излишней политизации, отсутствие концентрации полномочий в одних руках = новая система «сдержек» и «противовесов»;

в) расширение и углубление контроля со стороны депутатского корпуса = повышение местной «прозрачности»;

г) рост влияния регионального уровня при формировании = простота процедур отстранения от должности за ненадлежащее исполнение обязанностей


Но есть и вполне ясные риски, среди которых и недавно обозначенная публично проблема безвозмездности работы для ряда муниципалов. С.Ю.Орлова оценила ее как своеобразный «тест на пригодность», либо свой бизнес и личные интересы, либо полноценная служба на благо обществу. В связи с этим, все более актуальным становится вопрос об организации регионального аналога «президентской кадровой сотни», что обеспечило бы необходимую управленческую циркуляцию.

Дмитрий Жученко